Совершенствование техники удара подъёмом. Юноши и юниоры.
Футбол по своей сути очень вариативный вид спорта. Этим он интересен, но этим он сложен. Когда я говорю о формировании динамического стереотипа и приобретении на его основе автоматизма выполнения технического приема то в первую очередь отмечаю необходимость на стадии освоения соблюдать стандартизацию движения (правильную последовательность выполнения отдельных деталей, элементов и частей движения). Некоторые Родители (увы тренеры не проявляют заинтересованности методикой обучения техники) меня спрашивают, как все это совместить с реальной игрой в которой возможности выполнять всю структуру удара практически невозможно (за исключением стандартных положений, да и то здесь множество сбивающих факторов). Эти заметки служат общим ответом на задаваемые вопросы, по обсуждаемой теме.
Игрок в процессе обучения технике футбола проходит несколько стадий. Совершенно правильно утверждение – технике надо учиться всю спортивную жизнь. Обозначим эти уровни (этапы): ознакомление, начальное обучение, разучивание, совершенствование (юноши и юниоры). Возрастные границы этих этапов очень размыты, так как всё зависит от способности Игрока осваивать движения, уровня его физических возможностей (напрямую влияющих на быстроту и прочность усвоения учебного материала) и многих других факторов. Да и каждый технический приём может у отдельного Игрока что называется «пойти/не пойти».
Так вот. Если на первых этапах обучения мы смогли сформировать автоматизм в исполнении удара, то далее надо стремиться к выработке умения Игрока адаптировать технику к изменяющимся условиям. То есть заниматься совершенствованием техники удара. Понятно, что совершенствовать технику, можно только её имея. Условно будем считать возрастной рамкой для этапа совершенствования технике футбола - юноши, старшие юноши и юниоры (по одной из классификаций).
На этапе совершенствования техники удара надо уделять внимание нескольким факторами
1. Помехоустойчивости техники удара
2. Развитием компенсационных (приспособительных, адаптационных) способностей (изменение структуры движения в зависимости от изменения внешних факторов) при выполнении движения.
Футбол полон сбивающих факторов. И если при выполнении стандартного положения можно сохранять структуру движения и полностью положиться на автоматизм, то в игровых ситуациях на первое место выходит способность адаптации (изменения) движения к изменившимся условиям.
Рассмотрим, как выполнение двигательного действия можно подстраивать под изменение внешних условий. В последнем ролике видео тренировки мы отрабатывали автоматизм двух элементов техники удара. Движение бедром с согнутой голенью и разгибание голени при достижении вертикального положения бедра по отношению к мячу. Этим элементам удара предшествует правильная постановка опорной ноги (на линии с мячом). Представим, что в игровой ситуации Игрок не смог поставить ногу в нужное для правильного удара положение. Опорная нога «не дошла» до нужной точки какое-то расстояние. В результате чего Игроку приходится «тянуться» к мячу. Из-за этого смещается вниз точка касания стопой мяча. Любой специалист скажет, если к мячу «тянуться» то мяч неизбежно полетит вверх (выше намеченной цели). Игрок во избежание ошибки должен адаптировать двигательное действие под сложившуюся ситуацию и это НЕОБХОДИМО тренировать. В ходе совершенствования техники удара мы так варьируем условия выполнения упражнений (как игровых, так и подводящих), что игроку приходится сознательно выполнять адаптационные движения. В рассматриваемом случае мы «принудительно» ставим опорную ногу в «недошаг» (видео здесь). Это будет заставлять Игрока акцентирование внимания на необходимость задержать разгибание голени (в стандартной ситуации, при правильной постановке опорной ноги это достижение бедра вертикального положения). Игрок должен сознательно «тянуть» бедро с согнутой голенью вперед (не поднимая вверх), стараясь провести бедро в положение когда колено будет максимально приближено к мячу. И только тогда голень надо распрямлять для нанесения удара (тело Игрока займет положение полушпагат). Конечно, сила удар неизбежно снизится, но точность обязательно возрастет, и мяч полети или в намеченную точку или ошибка (мяч летит выше намеченной точки) будет незначительной.
В принципе, талантливые Игроки (двигательно одаренные от природы), интуитивно, на подсознательном уровне вырабатывают адаптационно-компенсаторные способности выполнения технического приёма, при любой организации учебного процесса. Даже когда тренер не учит этому. Вступает в действие природная способность человека оптимизировать движение (у спортсмен, на более высоком уровне, чем это может делать не тренирующийся человек). Но мы же говорим о том, как помочь Матушке природе эффективнее использовать имеющиеся возможности и о том, как целенаправленной, методически правильной организованной тренировкой опередить конкурента, по максимуму реализовав свои индивидуальные способности и особенности.
|