Эффективность тренировки и упражнения.
Любая тренировка (если она не приносит вреда здоровью ребёнка) полезна и приносит пользу. Вопрос только в одном - количестве пользы. Задача современных методик повысить эффективность тренировочного процесса.
Если Вы хотите выиграть конкурентную борьбу за профессиональный контракт, то надо понимать за счёт чего Вы это сделаете. На рост спортивного мастерства влияют (в основном) три фактора:
1. Количество тренировочного времени
2. Врождённые двигательные способности и природные физические качества
3. Качество тренировочного процесса
Коротко проанализируем их.
1. Количество тренировочного времени. Оно ограничено и на разных этапах подготовки имеет свой лимит. В старших возрастах, когда повышающаяся интенсивность занятий, резко ограничивает возможность тренироваться больше других. Но вот в младших возрастных группах количество тренировочного времени может значительно отличаться. Здесь правило простое, только тренируясь больше других можно догонять и обгонять более способных (от Природы) партнёров и соперников. У маленьких детей количество тренировок (официальных, в футбольных школах и секциях) растёт постепенно от 2-3 в неделю до 5-6 (включая соревнования). Только нашедшие возможности (и желание) тренироваться как можно больше (дополнительно, индивидуально), имеют шансы становиться первыми (лучшими, игроками основного состава и так далее). Если игрок тренируется "как все" то и "прибавлять" он будет как все. А значит ничем не выделится из общей массы и не представит интерес для профессионального футбола. Потому что тренируясь такое же количество времени как все игрок будет неизбежно проигрывать более одарённому (спортивно и физически) конкуренту. Представим что группа игроков тренируется одинаковое (максимально возможное) время (подробнее здесь). Остальных не рассматриваем, как уже выпавших из конкурентной борьбы. Тренируются они одинаково много, но вот способности разные.
2. Врождённые двигательные способности и природные физические качества. Тут уж изначально "что от Природы дано, то и дано", дополнительно способностей не приобретёшь. Но всё ли безнадёжно у "малообеспеченных"? Нет конечно. Природный потенциал очень важен, но надо его ещё суметь максимально проявить и развить. Некоторые талантливые игроки по разным причинам не могут свой потенциал реализовать, а значить у "просто способных" появляются дополнительные шансы занять достаточно ограниченые места в основе профессионального клуба. Кроме того футбол очень разнообразен с точки зрения потребности в определённых спортивных способностях и требований к физическим качествам. Это определяется наличием большого количества игровых позиций, которые имеют разные требования к физическим параметрам (нужны и высокие игроки и ниже среднего роста), физиологическим особенностям (нужны и спринтеры и "средневики" и стайеры), способностью к обучению технике (и её реализации в игре) и умения тактически мыслить быстрее других. Каждый человек от рождения наделён определёнными способностями и задатками. Чего-то Природа "отсыпала" щедрой рукой, а на чём-то сэкономила. Редко-редко "всего" дано много. Тогда говорят о "одарённости", "таланте", "гениальности" и так далее. Об этой категории мы говорить, а тем более на них ориентироваться, не будем. А для остальных главная задача правильно и как можно раньше определить свои сильные стороны и стараться сделать их серьёзным аргументов в конкурентной борьбе, одновременно подтягивая "слабые" стороны до хотя бы среднего уровня (что чаще всего возможно). Подробнее здесь.
3. Качество тренировочного процесса. Как Вы увидели, два предыдущих фактора имеют очень небольшой диапозон возможных улучшений. То есть у игроков, реальных конкурентов, приблизительно равны и временные тренировочные возможности и усреднённый уровень способностей. Остаётся последний фактор, который может принести решающее преимущество - качество тренировочного процесса, его эффективность и полезность. Я вижу несколько реальных возможностей улучшения тренировок (а, следовательно и опережающего роста спортивного мастерства).
1. Переход на индивидуально-групповой метод тренировки
2. Выявление индивидуальных сильных сторон Игрока и целенаправленное, планомерное и добросовестное их развитие
3. Максимально раннее определение наиболее подходящей игровой позиции и увеличение усилий по обучению "технике позиции", типичным технико-тактическим связкам и тактико-техническим действиям
Качество тренировочного процесса, это единственный фактор, который не имеет, в отличии от двух первых, естественных ограничений. Методики можно совершенствовать постоянно. Сопутствующие, назовём их - цивелизационные факторы, так же постоянно улучшаются (инвентарь и оборудование, питание и фармакология, востановление и новый инструментарий для тренировок и так далее).
|