Обучение управлению мячом
как средство повышения общей техничности игрока
Контроль мяча, чувство мяча, владение мячом, управление мячом - это термины, которыми обозначают техничность футболиста. Мне больше нравится термин «управление мячом», так как он включает в себя и возможность контроля мяча и проявление чувства мяча. Управлять мячом это значит то, что в игровом эпизоде игрок умеет исполнить тот технический приём (в необходимом качестве с наилучшими параметрами скорости, времени, направления и так далее), который требует сложившаяся игровая ситуация и/или принятое тактическое решение. В основе взаимосвязи «принятие тактического решения – исполнение решения технически» главная роль заключается в умении футболиста исполнить выбранный технический приём качественно и эффективно. То есть «управление мячом» является универсальным умением/навыком в техническом арсенале квалифицированного игрока.
Начать развивать умение управлять мячом можно в любой период подготовки. Я бы рекомендовал начать целенаправленно прилагать тренировочные усилия с 9-11 лет. Но наиболее эффективным будет возраст от 12 до 14 лет. В начале этого процесса (целенаправленного, так как инстинктивное, подсознательное идёт вне зависимости от Ваших желаний с первого касания ребёнка мяча) приоритет отдаётся отдельным упражнениям на сознательный контроль мяча. Для этого можно и нужно использовать жонглирование мячом по заданию. Само по себе жонглирование мячом (чеканить, набивать) у детей не вызывает сложностей. Это одно из любимых упражнений перед тренировкой, в самостоятельных занятиях, в дворовых играх и так далее. Вот тут-то и начинается первичное расслоение детей по уровню технической подготовленности. Двигательно способные дети (как я уже упоминал) быстрее начинают осваивать первые навыки управления мячом (жонглирование). Они быстро осваивают простейшие движения, у них получается держать мяч в воздухе и они существенно увеличивают количество касаний, ставят рекорды, становятся лучшими среди окружающих детей. Это приносит положительные эмоции, является стимулом для дальнейшего наращивания видов жонглирования, что в свою очередь побуждает их к дальнейшей работе. И вот тут-то возникают первые трудности. Дети начинают совершать методические ошибки (конечно об этом не подозревая).
Во-первых, начинается бездумное увеличение количества касаний в уже освоенных движения «я могу сто раз», а «я могу двести раз». И это автоматически останавливает прирост умения управлять мячом.
Во-вторых, многие начинают терять реальное умение управлять мячом сдвигаясь в футбольный фристайл, который является совершенно другим видом спорта.
В-третьих, жонглирование из средства совершенствования управления мячом превращается в интересное развлечение и удовольствие. А как только удовольствие начинает играть главенствующую роль, о развитии и совершенствовании можно забыть (это касается вообще всех сторон жизни). Любой рост возможен только в преодолении трудностей. И в этом заключаются конкурентные возможности менее способных при борьбе «за место под солнцем» с двигательно одарёнными детьми.
Таким образом, без помощи тренера/родителей резко снижается возможности прибавить в «управлении мячом». Только целенаправленная, правильная и планомерная работа позволит расти и совершенствоваться.
Сразу предупреждаю Вас о трудностях с которыми Вы столкнётесь (это общая закономерность). Ставя перед юными футболистами сложные задания по управлению мячом, то есть требуя жонглировать строго по заданию, то возникают трудности. Как только тренер «выталкивает» игрока из зоны комфорта (делать не то что хорошо получается, а то что получается плохо), так сразу возникает сознательно/подсознательное сопротивление игрока предлагаемым упражнениям, заданиям. Это естественно, но степень сопротивления зависти от индивидуальных особенностей футболиста, внешних условий и так далее. Хотя мы в начале будем больше говорить о специальных упражнениях основанных на жонглировании мячом, Вы должны понимать что ЛЮБОЕ упражнение при работе по обучению техническим приёмам работает на «управляемость» мяча если в условиях выполнения упражнения/действия лежит чёткая задача по цели и результату движения.
Надо сказать что любые технические приёмы/упражнение могут служить источником повышения мастерства в рамках управления мячом, если выполняются главные условия;
- наличие цели/задания
- учёт результата выполнения
- корректировка выполнения в зависимости от результата
Рассмотрим процесс усложнения упражнений по контролю над мячом в практическом русле. Вот видео игрока, который держит мяч в воздухе, в движении (здесь)
Подобные упражнения несут ещё и мотивационный фактор. Если какое-либо упражнение делать планомерно и целенаправленно, то через некоторое время обязательно будут улучшаться результаты. И игрок постепенно из зоны дискомфорта переместится в зону положительных эмоций. Ощущение повышения технического мастерства даже в каких-либо локальных случаях всегда позитивно влияют на качество тренировочной работы. Вот только тренеру/родителю надо вовремя (снова) перевести игрока в более сложную ситуацию, заставляю его стремится подняться на новую, более высокую ступень технической готовности.
Как обычно я, сохраняя ранее написанное, вношу добавление, изменение, уточнения возникшие за последний период времени.
Март 2020. Улучшения "управления мячом" тесно связано с другими факторами, качествами, знаниями/умениями мастерства футболистов.
Следовательно, развитие этого качества должно быть приоритетным в обучении любого технического приёма, как конечной целью в обучении так и постоянной при решении оперативных задач. Любое техническое действие, которое выполняется не «как получится», а с чёткой поставленной задачей и требованием к результату движения можно называть шагом в улучшении «управлением мячом». Человеку от Природы дана возможность подсознательно обучаться движениям. Но так же от Природы существует режим экономии энергии. Да, ребёнок прилагает много усилий для того чтобы, например, научиться ходить, так как это умение необходимо для решения жизненных задач. Но как только он достигает определённого уровня навыка хождения, механизм оптимизации движений перестаёт эффективно работать. Если окружающая среда не создаёт необходимости не просто ходить, но и быстро бегать (надо спасаться от хищников), то процесс развития навыков ходьбы и бега постепенно снижается и останавливается на достигнутом (минимально необходимым для жизни) уровне. В спорте вообще и в футболе в частности описанные закономерности преодолеваются путём тренировок, в упражнениях условия которых заставляют спортсмена сознательно преодолевать порог «достаточности». Но если в тренировках/упражнениях нет направленности на постоянное усложнение поставленных задач (в рамках обучения управлением мячом), то в действие вступают индивидуальные способности футболистов. Наиболее двигательно и физически одарённые игроки лучше и быстрее осваивают футбольную технику во всех её проявлениях. Собственно говоря методика подготовки, (а вернее отбора) квалифицированных футболистов, основанная на принципе «Природа матушка поможет» на этом и основана. Но даже способные дети/юноши на определённом этапе развития «начинают тормозить». И их могут догнать и обойти те, которые прилагают дополнительные усилия в процессе обучения и развития. Именно на эту категорию (тренера/родители/дети) и рассчитана методика по обучению и совершенствованию навыков «управления мячом».
Прежде чем перейти к практическим рекомендациям отмечу следующее.
Мы должны помнить и об ещё одной взаимосвязи: управление мячом/оптимизация движений. Можно уверенно управлять мячом, игрок успешно выполняет полученное задание обрабатывая и двигаясь, например, с мячом в заданном направлении, но делает это с лишними касаниями, медленно. Поэтому надо очень внимательно относиться к деталям движения вовремя "убирая ненужные касания мяча".
Как всегда, методика основана на главном принципе обучения и развития – последовательность и планомерность, делая шаги «от простого к сложному» внимательно следя за постоянным процессом усложнения заданий.
|