Упражнение и тренировка юных футболистов.
Главный инструмент в руках детского тренера, которым он решает задачи тренировочного процесса и через который достигается результат это упражнение. Именно в силу важности правильного организационного построения упражнений, необходимости в упражнениях следовать методическим принципам обучения и совершенствования, эта тема вынесена в отдельный раздел сайта. Умения и навыки при обучении технике футбола формируются в основном с помощью метода упражнений, с целью применения знаний и умений на практике. Помнить об этой цели важно с самого начала процесса обучения. Умения и навыки должны быть адаптированы к игровой деятельности, возможность эффективно применять технические приемы в игровой практике является самым главным критерием оценки обучения. Сущность метода упражнений состоит в том, что игроки производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении теоретического материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности.В методе упражнения, который применяется для выработки практических умений и навыков, выделяются следующие приемы:
- объяснение
- показ Тренера (демонстрация наглядных материалов), как нужно применять изучаемый материал на практике
- первоначальное воспроизведение Игроком показанных действий
- тренировка по разучиванию (формирование автоматизма) и совершенствованию отрабатываемых навыков и перевода их в умения.
Упражнения, должны носить сознательный характер, способствовать дальнейшему углублению знаний и, главное, содействовать развитию творческих способностей Игрока. Если в основе тренировочных упражнений игроков лежит лишь воспроизводящая деятельность, то их мышление и деятельность идут как бы по накатанному пути. Это не только не способствует, но в иных случаях даже тормозит умственное развитие футболистов. Они не приучаются к глубокому анализу фактического материала, а стремятся лишь механически запомнить информацию и способы ее применения на практике. Тренеру необходимо знать о том, что упражнения, особенно если они проводятся творчески, связаны с тем явлением, которое в психологии и педагогике принято называть переносом знании. Суть этого явления заключается в том, что освоенные в процессе учебно-тренировочной работы знания умения и навыки могут переноситься, на другой материал, то есть применяться в других условиях.
Самое главное что Вы должны себе уяснить
упражнения в футболе это средство достижения поставленных задач, но никак не самоцель.
Умения и навыки при обучении технике футбола формируются в основном с помощью метода упражнений, с целью применения знаний и умений на практике. Помнить об этой цели важно с самого начала процесса обучения. Умения и навыки должны быть адаптированы к игровой деятельности, возможность эффективно применять изученные технические приемы в игровой практике является самым главным критерием оценки обучения. Само по себе упражнение не может быть ни хорошим, ни плохим, а может быть только более или менее эффективным. Всё зависит от поставленных задач. Одно и тоже упражнение даёт разный эффект при использовании если не ставить задачу по результату его использования.
Сущность метода упражнений состоит в том, что игроки производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении теоретического материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности.
2.9.1. Подводящее
Технические действия выполняются частичным воспроизведением в облегченных условиях. Подводящие упражнения применяются для облегчения овладения техникой приемов путем планомерного освоения более простых элементов с родственной координационной структурой или частей технического приема. Видеотека №2
2.9.2. Подготовительные упражнения
Подготавливают (укрепляют и/или растягивают) костно-мышечный аппарат для выполнения какого-либо элемента. Если у Игрока не готовы мышцы или у него недостаточно подвижности в суставах, то какой-то элемент он просто не сделает, выполнит с ошибкой или, может травмироваться, выполняя его. Лишь когда появится достаточно силы и гибкости, можно быть уверенными что прием будет выполнен технически правильно.
В подготовительные упражнения можно вносить элементы техники. Мы одновременно влияем и на физические качества (подвижность суставов) и на правильное движение при ударе по мячу контролируя положение стопы. Упражнение применяется в разминке.
2.9.3. Общеподготовительные упражнения
Общеподготовительные упражнения предназначены для всестороннего развития организма спортсмена.
В нашем случае (ориентация тренировочного процесса на обучение технике) эти упражнения применяются в основном в процессе разминки перед тренировкой (подготовки организма к усвоению тренировочных нагрузок).
В процессе тренировки обще подготовительные упражнения выполняют несколько функций:
- для формирования, закрепления или восстановления навыков (умений), играющих вспомогательную и содействующую роль в спортивном обучении и совершенствовании;
- как средство воспитания способностей, недостаточно развиваемых избранным видом спорта, для повышения общего уровня работоспособности или его поддержание;
- как фактор активного отдыха, содействия восстановительным процессам после значительных специфических нагрузок и противодействия монотонности тренировок.
2.9.4. Имитационные упражнения
В имитационных упражнениях сохраняется общая структура базовых приемов, однако при этом обеспечиваются условия, облегчающие освоение техники их выполнения. Имитационные упражнения применяются как в процессе разучивания, так и при совершенствовании технического мастерства. Освоение нового действия происходит путём его целостной имитации либо частичного воспроизведения и в упрощённой форме. Моделирование имитационных упражнений максимально приближенных к игровым ситуациям сложная задача.
В различные периоды подготовки, естественно, применяются разные подходы к моделированию упражнений, в зависимости от поставленных учебных задач.
Разберём это на примере нижеследующего упражнения (основная часть план-конспекта занятия). Составим некий алгоритм действий.
Всегда, в первую очередь, необходимо обозначить цели и задачи которые необходимо решать посредством упражнения/цикла занятий.
Участники – юноши старшего возраста уже закончившие спортивные школы. Соревновательный период, недельный игровой цикл (игры по субботам). Основная задача совершенствование удара внутренней стороной стопы (щёчкой) в ТТС с упором на скоростные действия. Занятие вписывается в мезоцикл совершенствования техники этого вида удара/передачи мяча.
2.9.5. Ситуационные упражнения.
Эта группа упражнений ещё больше приближается к игровым ситуациям. В самих условиях упражнений этого типа заложена неопределённость и вариативность в продолжении эпизода. Вот пример такого упражнения. Тренер находится на линии ворот. Игрок на уровне одиннадцати метровой отметки. Неподвижный мяч. Игрок начинает двигаться к мячу с задачей нанести удар по воротам в правый или левый угол ворот. Тренер, до нанесения удара делает движение вправо или влево. Игрок должен ударить в угол противоположный движению тренера. То есть, игрок должен учесть изменение в игровой ситуации и выбрать/изменить решение – в какой угол ворот ударить.
2.9.6. Комплексные упражнения
Есть упражнения когда в одних организационных рамках выполняют несколько задач. Чаще всего это задачи из разных разделов подготовки. Например, развитие скорости (скоростной выносливости) при совершенствовании удара щёчкой. Игрок совершает пять рывков (развитие скорости) и три удара щёчкой по воротам (точность удара).
В зависимости от поставленных задач в этом упражнении можно тренировать разные стороны физической подготовки (проявлений скорости). Увеличили расстояние от мячей до конуса и добавили количество мячей и вот уже можно говорить о развитии скоростной выносливости. Ввели соревновательную составляющую и можно говорить о адаптации техники Удара к игровым ситуациям.
2.9.7. Соревновательные упражнения
Эти упражнения призваны адаптировать Игрока к выполнению технического приема в соревновательной деятельности. Игрок может великолепно выполнять технический прием на тренировках и допускать много ошибок на соревнованиях. Это связано с тем, что соревнованиям присущи повышенные психологические нагрузки, стрессы, перевозбуждение нервной системы. Эти сбивающие факторы не позволяю Игроку реализовать в играх свои технические возможности в полной мере. Соревновательные упражнения призваны тренировать Игрока в ситуации, приближенной к соревнованиям. Соревновательный элемент надо включать во все упражнения. Важно только делать это тогда, когда Игрок правильно выполняет структуру движения и обладает достаточной степенью автоматизма движения.
2.9.8. Упражнения по совершенствованию техники
Упражнения по совершенствованию техники дополняют группу соревновательных упражнений. Чтобы совершенствовать технику, тренировки надо проводить, максимально приближено к игровой обстановке. Например, проводить совершенствование каких-либо элементов удара сразу после выполнения большой физической нагрузки (можно провести серию ударов по воротам, с упором на точность выполнения движения и достижения поставленного результата). При совершенствовании техники надо проводить упражнения при дефиците времени, с активным сопротивлением, в ограниченном пространстве. Т.е. вводить в занятия множество сбивающих факторов присущих игровым ситуациям.
Упражнение в футболе должно быть целенаправленным и вписываться в учебный план как важное средство обучения в детском и юношеском футболе. Главный критерий оценки упражнения это влияние его на эффективность обучения технике и развития необходимых физических качеств. Часто, большое количество разнообразных и интересных упражнений даёт низкий прирост тренируемых умений и знаний. На каждом этапе подготовки юных футболистов должны меняться как подбор самих упражнений, так и их содержание (в первую очередь). Упражнение должно соответствовать уровню способностей футболистов, их подготовленности и индивидуальным качествам. При обучении технике футбола особое внимание надо уделить соответствию приминяющим средствам тренировки, принципам "обучающего упражнения" и "обучающей тренировки".
Для выполнения конкретной задачи поставленной на данной тренировки чаще всего необходимо создать "логическую цепочку" из нескольких упражнений. В идеале эта цепочка выглядит так: подготовительные упражнения - развивающие упражнения - имитационные упражнения - обучающие упражнения - соревновательные упражнения. Так как определённая цепочка упражнений должна быть задумана на цикл тренировок, то не обязательно в каждой из них задействовать весь подбор применяемых средств. В отдельном материале мы рассмотрим как на практике претворить данную рекомендацию.
Подбор упражнений в тренировке/цикле тренировок, кончено, зависит от тренировочных этапов, а так же целей и задач на них решаемых. Поскольку в последнее время я чаще занимаюсь с ребятами находящимися в периоде перехода от юношеского футбола к взрослому, то немного подробнее об этом периоде с точки зрения подбора упражнений. В этом возрасте возрастает значение пропорция в подборе упражнений стандартное - ситуационное. Подробнее здесь.
|