Обучая юного футболиста техническим приёмам, во всех их многообразии, мы должны постоянно помнить, что формирование навыка (динамического стереотипа) является фундаментом для создания умения применять сами приёмы и их связки в игре, в различных игровых эпизодах.
Желание значительно увеличить эффективность индивидуально-группового метода обучения приводит нас к пониманию необходимости разделения всего объёма технических приёмов в футболе на две (достаточно условные) части: «Базовая техника» (подробнее здесь) и «Техника позиции» (подробнее здесь).
В понятие "базовая техника" попадают те технические приёмы, которые наиболее часто (в процентном соотношение ко всему арсеналу техники футбола) встречаются в игре, вне зависимости от того на какой позиции играют и в каком амплуа выступают применяющие их футболисты. Подобное разделение (ещё раз повторяю, условное) необходимо нам для того чтобы правильно строить планы обучения технике футбола юных футболистов. Технические приёмы сведены в группы, что позволяет определить внутри групповые приоритеты в распределении тренировочного времени. Тренировочное время наиболее важный ресурс в руках тренера. Любой тренер Вам будет жаловаться что он не успевает сделать "то-то" и "то-то". А раз так, то надо уметь расставлять учебные задачи по определённому приоритету. Подробнее о группах базовых технических приемов можно посмотреть здесь. Но прежде чем вдаваться в тонкости обучения и совершенствования технических приёмов, укажу на принципиально важные аспекты подготовки профессиональных футболистов. Любая методика должна иметь своим результатом главную конечную Цель. Процесс подготовки футболистов растянут на очень длительный срок. Только через 10-12 лет упорных занятий футболом мальчик, а впоследствии юноша и далее молодой человек вплотную подойдёт к заключительному этапу своей подготовки, а именно - подписанию профессионального контракта. Поэтому недоработки на начальных этапах подготовки, неправильно выбранная методика (путь), может значительно снизить эффективность получения максимального конечного Результата. Конечно, многое зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, но будет не правильным сбрасывать со счетов возможности технологий обучения, совершенствования и развития. Но сначала определимся с принципиальным положением, вся базовая техника должна быть двуногой. Современные технологии/методики могут многое и вопрос эффективного обучения техническим приёмам отработан (смотрите здесь). Важен психологический аспект подготовки, глубокое понимание необходимости такого подхода в индивидуальной подготовки. Объяснить это я попробую на конкретном примере.
Но сначала ещё одно принципиальное положение. Все технические приёмы и технико-тактические связки мы учим с позиции "активных действий". Активные действия подразумевают собой такой ряд выполнения технических приёмов, который обеспечивает а) забитый мяч (удар в каркас ворот), б) голевой пас, в) острый момент у ворот соперника (вне зависимости от результата), г) организация острой атаки (контр атаки), д) создание партнёру ситуации приводящей к перечисленному, е) создание момента, когда после действий футболиста, партнёр имеет немного лишнего времени для обработки мяча, оценки игровой ситуации. Эти два "базовых принципа" поясню на конкретном примере.
На схеме 1. Вы видите игровую ситуацию после срыва атаки команды соперников. Мяч под контролем нашего вратаря "В". К сожалению у меня пока нет видео схожей позиции (но видел похожее не раз) и поэтому объяснения будут текстовыми.
Для простоты картины на схемах только "действующие лица", участники игрового эпизода с двух сторон. Вратарь "В" "настроен активно", то есть готов как можно скорее начать контратаку. Предлагаемая ситуация достаточно типична и отражает индивидуально-групповое взаимодействие партнёров (чаще всего это "наигранная" ситуация).
На схеме 2. Нападающий "А" открывается к левой бровке, чтобы получить мяч от вратаря "В". Перемещения игроков обоих команд достаточно предсказуемы. Игровая ситуация требует от них именно таких действий. Игрок "F" реагирует на движение "А" и преследует его. Игрок "D" Смещается к своей правой бровке перекрывая сопернику направление к своим воротам. Игрок "Е" смещается ближе к центру. Игрок "С" начинает движение к воротам соперника.
На схеме 3 мы видим, что игрок "А" получает мяч в Зоне 1 и имеет возможность организовать острую контр атаку, используя свободную Зону 2, куда на скорости движется партнёр "С". Но реализовать эту возможность игрок "А" может только в том случае, если он может использовать левую ногу. Если он одноногий "правша", то данный игровой момент он не использует. Подобные игровые эпизоды возникают в играх достаточно регулярно, на различных участках поля и при различных ситуациях. Таким образом "одноногий" футболист лишает себя возможности отличится и положить на чашу конкурентной борьбы весомые аргументы.
На схеме 4, мы видим возможное продолжение, если игрок "владеет левой ногой". Теперь позитивное решение этого эпизода полностью зависит от качества владения таким "базовым" техническим приёмом, как "длинная передача мяча внутренней частью подъёма". Ведь игрок "А" не только должен владеть левой ногой, но и быть уверенным в точности передачи. А точность передачи является очень важным фактором. Из видимых Вам вариантов полёта мяча только номер один является "результативным". Номер два позволяет сохранить мяч у своей команды. Номер три является грубой ошибкой, так как это направление контролируется вратарём соперника "G", который легко прервёт атаку. Итак, резюмируем. Если не использовать принципы обучения техническим базовым приёмам с раннего детства, а это период с 9-10 лет и старше, то в переходный этап (от юношеского футбола к взрослому) футболист лишается многих преимуществ, которые в определённой степени помогут ему выиграть конкуренцию на определённой игровой позиции в конкретной команде. Повторю Принципы обучения базовой технике: 1. Футболиста изначально надо готовить как двуногого. 2. Точность (низкий процент брака) выполнения технического приёма должна быть на первом месте. 3. Все технические приёмы и технико-тактические связки мы учим с позиции "активных действий". 4. Любой технический приём неразрывно связан с принятием тактического решения.
Технические приёмы, которые наиболее часто выполняют футболисты играющие на определённой позиции или относящиеся к амплуа игрока, выделяются в группу "техника позиции". Это тесно связано с создаваемой общей методикой обучения техническим приёмам в детско-юношеском футболе. А так как создаваемая методика «заострена» на конечный результат при максимальной реализации заложенных природой задатков (способностей, таланта) в юного футболиста, то возможность составить конкуренцию при «борьбе за контракт» является важной частью достижения реальных успехов для попадания в профессиональный футбол.
Овладение «техникой позиции» является важной частью обучения юного футболиста и является стратегической задачей подготовки игрока. В современном футболе очень жёсткая конкуренция. И пробиться в профессионалы можно только предъявив весомые козыри в самый важный момент, переход от юношеского футбола во взрослый. Не берём во внимание очень небольшое количество исключительно талантливых (от природы) детей. Будем считать (условно) что таких 5%. Отбрасываем процентов 15 юношей которым по различным причинам не дано стать футболистами (хотя они и дошли до выпускного года) и получаем примерно 80% приблизительно одинаковых юношей. И вот из этой массы выпускников, надо чем-то выделиться, чтобы обратить на себя внимание тренера дубля, молодёжки, селекционера, агента и так далее. Если не удалось попасть в поле зрения специалистов, отбирающих молодых игроков для продолжения футбольной карьеры, шансы попасть в дальнейшем в «большой» футбол резко снижаются. А дальше надо выдержать конкуренцию уже среди взрослых футболистов. И для этого нужна индивидуальность, какие-то козыри, преимущества по сравнению с остальными конкурентами.
Сейчас мы говорим об технической подготовленности игрока. Молодой футболист участвует не в абстрактной конкурентной борьбе, а борется за определённую игровую позицию, с конкретными игроками в данной команде. Умение выполнять на своей игровой позиции отдельные технические приёмы и тактико-технические действия на высоком техническом уровне, стабильно и с небольшим процентом брака – важное качество игрока. И этому набору технических приёмов (связок) надо специально учиться. Вырабатывать навык, переходящий в умение, выполнять приёмы наиболее часто встречающие у игрока определённого амплуа с наименьшим браком. И чем раньше тренер (игрок) определится с наиболее перспективной игровой позицией, наиболее полно соответствующей физическим, физиологическим и социально-психологическим чертам личности юного футболиста и чем раньше они начнут «работать» над техникой позиции, тем выше шансы выиграть конкурентную борьбу за место в команде.
|