Тактика футбола
Раздел в стадии подготовки материалов
Тактика футбола состоит из четырёх главных частей; индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая и командная. Именно в таком порядке мы и будем рассматривать тактику футбола в плане обучения, развития и совершенствования. На этой странице будут представлены материалы общие для тактических действий, расставлены акценты в обучении, проанализированы современные тактические схемы и всё это применительно к практической тренировочной работе и игровой деятельности.
Первое на что обращу Ваше внимание это то что обучение тактике футбола я рассматриваю с точки зрения активной, атакующей игры. Тактика, это главная составляющая часть тренерской работы. И, естественно, в своей деятельности тренер команды (начиная от детской и заканчивая профессиональным уровнем) расставляет акценты и строит тактику команды в зависимости от своих предпочтений, своего понимания игры и различных обстоятельств. Часто тренерские предпочтения в командной тактике входят в противоречие с интересами конкретного игрока. На футболиста накладываются различные ограничения в тактических решениях, действиях, что часто просто мешает игроку развиваться и закладывать фундамент мастерства, позволяющий в будущем выиграть конкурентную борьбу за профессиональный контракт. Особенно часто это касается степени "допустимого риска" в игровых эпизодах. Все эти указания тренера с бровке поля "проще", "не рискуй", "надёжнее" не позволяют формироваться у юного игрока навыка, умения играть остро, активно. На разных этапах подготовки юных футболистов, на разном уровне умений и навыков, значение тактической подготовки содержание получаемых знаний задачи обучения значительно отличаются (подробнее здесь) . Серьёзное внимание обучения тактике надо уделять с момента начала игр и соревнований на большом поле. Тактические навыки получаемые при тренировках и играх в ограниченном составе и маленьких полях, только в небольшом количестве вписываются в тактические действия на большом поле.
Второе на что надо обращать внимание, это индивидуализация обучения тактике в зависимости от игровой позиции и индивидуальных способностях юного футболиста. Найти юному футболисту ту игровую позицию, которая в наибольшей степени соответствует его индивидуальным задаткам, природным способностям, психологическим предпочтениям, двигательным качествам главная задача начиная с ранних этапов подготовки. Чем раньше это будет сделано, тем больше времени будет у игрока освоить как технические приёмы характерные для данного амплуа, так и тактические особенности позиции. А значит получить дополнительные преимущества в конкурентной борьбе.
Третий важный аспект обучения тактике, заключается в сложности самого обучения. Надо так воздействовать на сознание футболиста, чтобы знания и умения переходили в стадию интуитивного принятия решений, в подсознание и принимались автоматически. Ибо время для принятия эффективного варианта тактического решения, в любом игровом эпизоде очень коротко.
Четвёртое. Я не противопоставляю разные варианты тактических действий. Все элементы тактики нужны и полезны. Главное чтобы в обучении соблюдался принцип "золотой середины". К сожалению, часто какие-либо тактические действия в детско-юношеском футболе главенствуют, а какие-то полностью игнорируются. Так получаются футболисты, которые имеют "белые пятна" в тактическом образовании. Что для детского и юношеского футбола недопустимо. В течении карьеры игрок может попадать в другие команды или меняться тренер в его команде, когда проповедуются тактические построения о которых игрок знает "понаслышке" и не имеет в своём арсенале тактико-технических действий отвечающим новым требованиям. Для того чтобы правильно строить учебный процесс по приобретению тактических знаний надо внимательно изучить "Классификацию тактических действий в футболе" (смотреть здесь). Без ясного стратегического целеполагания, в ходе обучения и совершенствования, любая дорога может превратиться в "блуждание среди трёх сосен".
Пятое. В игровых эпизодах (или по другому, при выполнении тактико-технических действий) тактика и техника столь тесно связаны, что разделять их можно только номинально, для улучшения качества обучения и совершенствования. Скоротечность момента, множество влияющих факторов на выбор варианта действий добавляет сложностей в подготовке. Например. Игрок действует в рамках групповых тактических действий. Многократно отрабатываемых в тренировочных занятиях. Но соперник, неожиданно совершает ошибку и надо успеть её использовать. Вот посмотрите здесь.
|