Конечно, методика обучения технике дриблинга (обманных движений, финтов, обводки) соответствует всем общим педагогическим принципам обучения и способам формирования автоматизма (динамического стереотипа). Но особенности применения данной группы технических приёмов накладывают определённую специфику в выборе средств и способов в ходе учебного процесса. В чём специфика дриблинга и почему эта специфика вызывает сложности в учебно-тренировочном процессе? Есть несколько причин (факторов):
1. Вспомним как формируется автоматизм, навык (как форма проявления динамического стереотипа) выполнения любого технического приёма "...Автоматизм достигается при многократном предъявлении одних и тех же положительных или тормозных условных раздражителей, следующих с постоянными интервалами времени между ними. При формировании динамического стереотипа повышается эффективность работы нервной системы, т.к. после каждой реакции происходит автоматическая подготовка к последующей. Для формирования динамического стереотипа необходимо наличие внешнего стереотипа, т. е. определенной последовательности действия условных и безусловных раздражителей...." (подробнее здесь). То есть, для эффективного формирования навыка отдельного финта, необходимо наличие точного повторения технического действия (Cтереотип от греч. stereos + typos — «твердый» + «отпечаток» - то есть "точное повторений"). Но в отличии от других групп технических приёмов в футболе, дриблиг значительно больше зависит от быстрого изменения внешних условий выполнения движения. Игроку выполняющему дриблинг надо оперативно вносить изменения в движение в зависимости от реакции соперника. И если в других видах технических приёмов, после формирования динамического стереотипа движения, можно приспосабливать (адаптировать) выполнение технического приёма к изменению ситуации (увеличения скорости движения, изменение отдельных элементов и деталий техники и так далее), так как внесение корректировки движения зависит в первую очередь от самого игрока, то при дриблинге выполняющие его, в первую очередь зависит от соперника. То есть уже в ходе выполнения финта надо его изменять, так как становится очевидным что первоначальное движение "не проходит" (это конечно, говорим упрощённо). Часто надо сразу менять задуманное, а иногда это делать несколько раз, в том числе и для "двойного/тройного" обмана и/или маскировки своих намерений.
2. В отличии от других групп технических приёмов, дриблинг наиболее зависим от индивидуальных физических (психологических) качеств дриблёра. Я, например, гарантированно обучу юного футболиста технике удара подъёмом, выполняемому с низким процентом брака. Я, с большой долей уверенности, смогу адаптировать изученный удар к игровой ситуации (применение удара в игре). И сделаю это вне зависимости от физических данных игрока, имеющих их не ниже среднего уровня. Но я не смогу дать подобную гарантию при обучении какому-то отдельному финту, который может требовать от игрока проявления какого-то физического качества (например, стартовой скорости) на очень высоком уровне.
Всё выше сказанное не означает что нельзя методически правильно заниматься обучением дриблингу. Я только подчёркиваю:
- методика обучения должна быть адаптирована к особенностям применения дриблинга в игре
- надо очень индивидуально подходить к выбору составных частей дриблинга (конкретных финтов, обманных движений, обыгрыша и т.д.)
- при выборе вариантов дриблинга, надо, в обязательном порядке, учитывать игровое амплуа юного футболиста
- учить ребёнка понимать что дриблинг обязательно должен иметь конечную цель (голевая передача, удар по воротам создание преимущества своей команде, сохранение мяча)
- количество тренировочного времени выделяемого на обучение дриблингу должно соответствовать индивидуальным особенностям юного футболиста (чем выше способности к дриблингу, тем больше времени ему уделять)
- выбрав стиль дриблинга (конкретные финты) приоритетно развивать те физические компоненты движения, которые обеспечивают преимущество дриблёра
- обращать внимание не только "на выход" из дриблинга (результат выполнения финтов), но и "на вход" в движение, так как это поможет увеличить количество удачных начал дриблинга
- искать ту игровую позицию, в которой можно наиболее часто использовать свой стиль дриблинга
Реализуя методику обучения дриблингу и ведению мяча важно ВСЕГДА ориентироваться на возраст и/или уровень подготовки игрока. От этого (этапов подготовки) зависит выбор средств и способов обучения.
Самое главное. Детский тренер должен понять является ли дриблинг "решающим преимуществом" в конкурентной борьбе для данного юного футболиста (и, соответственно, максимально увеличить тренировочное время) или это качество, которое надо "подтянуть" до минимально необходимого "среднего уровня".
Выделим этапы обучения технике для дриблинга:
1. Естественный
2. Общий
3. Селективный
4. Специализированный (индивидуальный)
Дальнейшие уточнения по возрастам несёт условный характер, так как обучение дриблингу (группе технических приёмов – финтам) имеет самый индивидуализированный подход среди всех групп технических приёмов в футболе.
Определимся с этапами обучния дриблингу и их возрастными границами:
1. «Естественный» этап начинается сразу после первого касания ребёнка мяча в игре с воротами. По нынешним временам это 3-5 лет. Окончание этапа 7-9 лет.
Девиз «не надо мешать ребёнку играть (обыгрывать) в своё удовольствие»
Цель и задачи:
- выявить предпочтения в дриблинге
- выявить физические качества способные «вытащить» какие-либо финты на высокий уровень
- раскрепостить игрока, дать почувствовать удовольствие от дриблинга
- показать всю линейку финтов
- создать условия для применения дриблинга в игровых ситуациях
- мягко направлять игрока в более глубоком освоении «своих» финтов
Первый этап обучения я называю «естественным» потому что не надо ребёнка учить какому-то "персональному финту" как бы не хотелось с гордостью сказать "...вот вчера в игре сделали финт Задана... "
2. Общий (базовый)
- к 7-9 годам приучить игрока к оценке своего дриблинга по конечному результату
- дать первое представление о тактике дриблинга (виды дриблинга, зоны применения)
3. Селективный (от лат. selectio — выбирать) 9-11 до 12-14 лет. Важный момент, это когда ребёнок начнёт играть на полное поле. Вот тогда то и следует начать определяться.
Цель и задачи:
- выбрать вид дриблинга и ряд финтов которые можно «вытащить» на очень высокий уровень исполнения
- начать специализированное обучение выбранным вариантам дриблинга
- определиться с дриблингом позиции
4. Специализированный (индивидуальный) 14 и старше
|