Индивидуальная тактика. Методика обучения.
Напомню, что мы рассматриваем разные части тактической подготовки по отдельности, для удобства описания методик, средств, способов и приёмом. Временно оставляем "за скобками" влияние других частей тактики, технических возможностей и так далее. Темы максимально приближены к нашей практической работе.
Как я уже писал наибольшее значение при начале работы над тактикой футбола имеет видео запись игр/тренировок, с последующим анализом, позволяющим определить как состояние дела на данный момент, так и для составления планов учебной работы. Это с точки зрения тренерской работы. Для игрока схема простая. Сначала мы даём игроку знания, как по тому что он уже умеет (оценивая качество), так и по тому, чему надо будет научится. Задача в том, чтобы знания прочно вошли сначала в сознание, а потом и в подсознание для последующего автоматизма в применении. Полученные знания дополняются (практически параллельно) различными тренировочными упражнениями, позволяющими переводить на такой же подсознательный (автоматический) уровень выполнения технико-тактических связок, необходимых для выполнения конкретного тактического решения. При всём многообразии вариантов действий в конкретной игровой ситуации, есть некоторое количество "базовых" решений, которые, естественно, адаптируются для решения уже конкретного игрового действия. Значит даём игроку набор возможных вариантов решения, а потом, когда эти решения принимаются автоматически, учим футболиста адаптировать действия применительно к игре. Такова общая схема учебной работы. Можно переходить к практической демонстрации.
Тимофей участвовал в турнире в Минске (игры на большом поле). Накопился большой объём видео материалов. Постепенно мы будем их обрабатывать и применять в учебных целях. Из нарезок пяти игр, мы сделали "нарезку нарезок", то есть объединили, сгруппировали в один ролик отдельные типичные технико-тактические действия (ролик можно посмотреть здесь). Первым делом анализировали тактический багаж с которым дети выходят на большое поле. Этот багаж я называю "вертикальная атака". В большом футболе, командная тактика основанная на вертикальных атаках, встречается достаточно часто. Это сильное и эффективное тактическое оружие ведения игры. Со временем я сделаю нарезку вертикальных атак лучших команд мира. Любой юный футболист имеет данный тактический навык в своём арсенале.
Навык (знания) на уровне автоматизма является сильной стороной подготовки игрока. Но в то же время в нём кроются некоторые слабости, которые будут тормозить прогресс футболиста. Поэтому при обучении, мы должны слабости увидеть и тренировочной работой превратить в преимущества. Об этом тоже будем рассказывать. Итак, мы сделали нарезку "вертикальных атак" команды с участием Тимофея. Получилось что за пять игр он исполнил их в 29 эпизодах. При высоком уровне точности. Ошибками я посчитал шесть эпизодов (на самом деле ошибок было меньше, так как иногда я трактовал эпизод как ошибочный, хотя формально ошибки не было). То есть уровень точности около 80%. Так как мы брали в рассчёт только атакующие моменты, то это очень неплохо. В профессиональном футболе точность свыше 80% процентов считается высоким показателем. В учебном видео ролике (я его выложу немного позднее, когда сделаю озвучку, которая нам при общении лично, по Скайпу не нужна) сначала показаны все игровые эпизоды. Потом отдельно мы разбираем сгруппированые "отличные эпизоды", "ошибки" и "эпизоды в которых можно было выбрать более эффективные продолжения, выбрать другие варианты". Наиболее типичные ошибки (неправильные стереотипы) пришедшие из "маленького футбола" это: "куда бегу/веду мяч, туда и даю", "откуда мяч получил, туда и возвращаю", "своими действиями ухудшаю личную или командную ситуацию". Есть недостатки которые естественны, так как в мини футболе их частое применение, а следовательно создание навыков, неизбежны. Надо только видеть эти недостатки самим, показывать ребёнку, учить как их избегать. Но вот новым умения юного футболиста надо учить практически с нуля. На первом этапе учимся "видеть свободные зоны", формировать навык и умение "делать паузу", показывать как надо "двигаться с мячом в свободную зону". Алгоритм прежний. Сначала даём (закладываем в голову) знания. Потом, чаще всего через упражнения, даём двигательный фундамент, потом всё переводим в "подсознание". Всё перечисленное - это длительная и целенаправленная учебная работа.
Обучение тактическим действиям в футболе построено на формировании знаний и умений выбора одного действия из двух-трёх примерно одинаковых вариантов продолжения атаки ворот соперника. Почему мы говорим про атаку? Потому что в других зонах у футболистов имеется больше времени, пространства и возможных вариантов продолжения игровой ситуации. Вы должны иметь в виду, что я рассматриваю только "активные" варианты развития событий. Пасовать в сторону или назад игроки и так умеют слишком хорошо. Вот здесь мы рассмотрим атакующий вариант индивидуальных действий футболиста, на конкретном примере.
|