Два варианта продолжения атаки в конкретной игровой ситуации.
На предлагаемой Вам фотограмме мы разберём возможные варианты продолжения атаки. Игрок находится вблизи штрафной площадки соперник в условиях дефицита времени и ограничения пространства. Футболист может выбирать два активных продолжения атаки.
На фотографиях 1,2 мы видим игрока приближающегося к штрафной площадке соперника. Продолжение атаки напрашивается само собой. Правый партнёр готов открыться в штрафную площадку, за спину защитникам. Успешность этого эпизода зависит от точности передачи (надо сделать её так, чтобы и защитник и вратарь не смогли нападающему помешать получить мяч или пробить по воротам) и согласованности действий партнёров. Но соперники готовы к подобному развитию событий. Похожих игровых ситуаций (с разными вариациями) в футболе бывает достаточно много. Но вот если мы задержим внимание на фото 3 то увидим ещё одно перспективное продолжение атаки. Удар по воротам. Да, до ворот достаточно далеко, но с этой позиции игрок с мячом может нанести результативный удар (конечно, в том случае, если он этим ударом владеет). Удар в дальний левый угол ворот позволит "поймать" вратаря на противоходе. Ведь ещё до передачи вратарь начал движение в направлении ожидаемого продолжения атаки. Так что как и в первом варианте всё зависит от точности, теперь уже удара по воротам.
Любое действие футболиста всегда оценивается по его результату. И не имеет сослогательного склонения. Данная фотограмма сделана для теоретического занятия по принятию тактических решений в индивидуальных эпизодах. Я специально обрезал концовку эпизода, чтобы его результат не влиял на анализ действий футболиста. В принципе оба возможных варианте продолжения атаки имеют право на существование. Они приблизительно равноценны. НО. Проблема состоит в том, что процентов девяносто игроков выбирают (по разным причинам) вариант с передачей. Игрок №13 (Владислав Ерхов) технически готов выполнить удар по воротам. И если бы в подобных случаях он выбирал бы удар вместо паса, то проблем бы не было. Но в девяти случаях из десяти выбирается передача. Причина в зашоренности тактического действия, в подсознательном выборе более простого, но надёжного действия. Если отдал пас, то его можно засчитать как "острый", а как там решил свой эпизод партнёр, это его проблемы, а если ударил неточно, то ошибка только твоя лично. Может накладываться неуверенность с силе и точности удара по воротам. Ну и так далее. С точки зрения обучения молодого футболиста тактике и технике футболом, данный эпизод служит тренеру сигналом того, что надо поменять акценты в тренировке чтобы в арсенале игрока были оба варианта и он принимал решения (а оно должно быть на уровне подсознательного автоматизма) действуя по возможности нешаблонно, нестандартно, неожиданно для соперника.
Как я уже неоднократно говорил, словами в спорте нельзя научить. Слова, наглядные пособия, объяснения это теоретическая подготовка. Автоматизм как выполнения технических действий так и выбора тактических решений во многом "куётся" в упражнениях при их многократном повторении как в одной тренировке, так и в цикле занятий. И не обязательно упражнение должно быть "супер-пупер навороченное". Чем проще упражнение (особенно на начальных этапах обучения), чем яснее поставленные задачи и цели, тем больше от них пользы. Главное следовать основным педагогическим принципам обучения. Освежить в памяти эти принципы можно здесь. Это упражнение - типичное тактико-техническое действие (ТТД). Которое включает в себя несколько технических приёмов. Ведение мяча, удар внутренней частью подъёма верхом (не имеет значение это была передача или удар по воротам). Не будем останавливать внимание на обучении конкретным техническим приёмам. Об этом много и подробно пишется в других разделах сайта. Остановимся на тактической составляющей. Игрок "А" ведёт мяч в зону 1. Не важно какими именно касаниями мяча. Важно, чтобы во время ведения мяча Игрок оценил игровую ситуацию (сделал предварительный анализ) о положении партнёров, соперников (для упрощения понимания я не обозначаю на схеме защитников команды противника.
Передача в зону "С" выглядит логичной и естественной. И создание опасного момента (выход партнёра за спину защитников с угрозой удара по воротам) является приемлемым и достаточно опасным вариантом продолжения эпизода. Теперь многое зависит от согласованных действий игроков "А" и "D", а так же качественного исполнения ими технических приёмов передача-обработка мяча. Но соперник так же оценивает игровую ситуацию и постарается противопоставить свои действия. Это, во-первых, своевременное смещение защитника в зону "С", во-вторых, перемещение вратаря для сокращения угла обстрела или выхода на перехват. Исходя из этого логика подсказывает следующее: 1. Максимально маскировать свои истинные действия. 2. Выбрать неожиданное для соперника тактическое решение. Так как игрок находится в зоне атаки, то здесь априори мало и времени и пространства. По первому пункту можно сказать так. Маскировка действий позволяет повысить эффективность ещё не выбранного варианта. А второй является алгоритмом выполнения уже конкретного тактического решения. Об этом позднее напишу подробнее, а пока вернёмся к тренировке, в виде выполнения предлагаемого упражения. А это упражнение можно считать базовым, многовариантным. Как я уже писал, юноши приходят в "большой футбол" из миньки. Это неизбежная реальность, с которой можно только согласиться. Дети играя в футбол с уменьшеным составом участинков попадают в более сложные условия чем взрослые при переходе из низкого уровня (соревнований и/или сопротивление соперников) в более высокий. Взрослый-то уже умеет что-то делать, а ребёнок попадает в игру (не имеет значения это 1х1, 2х2, 3х3 и так далее) неумехой. И им приходится "крутиться", у кого как получается. Понятно что умений, навыков, тактических знаний у них нет (да и быть не может), поэтому каждый выкручивается сам исходя из индивидуальных природных предрасположенностей. Один играет "вцепившись" в мяч до его потери или окончания игрового эпизода. Другой старается побыстрее избавиться от мяча, трений использовать своё физическое превосходство и так далее. А успешное выполнение "своего функционала" даёт фундамент для его превращения в свой собственный стиль игры. Человек так устроен что он любит то, что у него лучше получается. И задесь уже начинает работать эффект взаимного влияния. Лучше получается - чаще это делаю. Чаще это делаю - лучше получается. Но на каком-то уровне развития этот принцип начинает давать сбои. И вот тут-то необходима помощь тренера/Родителя который направит сформированую привычку на дальнейшее равитие. А если этого не сделать то неизбежна стагнация (застой в росте мастерства). Поэтому, в последствии, при переходе игрока на более высокий уровень, физическое, техническое и тактическое мастерство соперников не позволяет реализовывать в игровых эпизодах (адаптироваться). Подробнее о принципах использования упражнений в тренировочных занятиях можно посмотреть здесь. Вернёмся (после необходимых теоретических объяснений) к нашему упражнению. В этом упражнении смоделирована игровая ситуация когда юный футболист может выбрать одно из двух наиболее эффективных продолжений. Вообще-то два-три возможных варианта развития игрового эпизода это обычно максимум, который бывает одномоментно. Да больше игрок обычно и не сможет "обработать". Юный футболист "принёс" из миньки сформированые стереотипы ("куда бегу/веду мяч, туда и даю", "откуда мяч получил, туда и возвращаю", узкий угол тактического зрения и т.д.) Подробнее здесь. Как мы уже обговорили, появление подобных стереотипов (как технических, так и тактических) практически неизбежно и, следовательно, в ходе тренировочных упражнениях необходимо "повернуть" ситуацию. Это возможно только если мы "вбиваем" в подсознание определённое тактическое решение. На это и должны быть направлены наши усилия. А путь здесь только один - многократное повторение технических и тактических действий. Только так можно "продавить" старые стереотипы и создать их "равновесие". Создание баланса в возможностях выбора одного варианта из нескольких это многолетний процесс, ибо на каждой новой степени сопротивления надо адаптировать имеющиеся навыки и умения к новым обстоятельствам.
Потенциал у этого упражнения большой и нет необходимости придумывать новые, надо просто изменять его, постоянно внося изменения направленные на усложнение в условиях выполнения. Алгоритм изменений может быть слудующий: 1. Делать упражнение с упором на технику выполнения отдельных технических приёмов. То есть выполняем ведение, удар по мячу в облегчённых условиях. Но обращая внимание на значимые элементы. Например, при ведении мяча делать упор на поднятую голову, для возможности предварительной оценки тактической ситуации. Постоянно увеличивать соотношение количества передача/удар в пользу удара. 2. Следующее усложнение - постановка задачи на выбор варианта тактического решения в зависимости от действий вратаря: остался на месте - передача, сделал перемещиени к ближней штанге - удар. 3. По мере роста понимания и умения выбрать нужный вариант - уменьшать время принятия решений, вводить сбивающие факторы (уменьшить пространство, вводить сопротивление, сначала пассивное, потом приближающееся к игровому и т.д.). Через некоторое время надо ставить задачу использовать в игре наиболее неожиданное тактическое решение. И так далее.
|