Индивидуальная тактика. Методика обучения 2.
Применение какого-либо тактического действия игроком в каждом отдельном случае имеет определённые причины. Однако если рассматривать несколько схожих тактических действия, то мы можем увидеть что какое-либо тактическое решений вполне уместное и выглядящее более эффективным с точки зрения "активных действий" полностью "выпадает" из арсенала футболиста. Проиллюстрирую данный тезис видео материалом. https://youtu.be/ukDWvtNd1q0. Я проанализировал действия Ивана Бобёр (игрок академии Чертаново сборной РФ 2006 года рождения) в нескольких играх на протяжении десяти месяцев. Выяснилось, что ни разу футболист не выбрал вариант с длинной передачей партнёру в свободную зону. И если в каждом отдельном игровом эпизоде выбор другого продолжения не противоречил игровой ситуации, то рассмотрев несколько схожих эпизодом нельзя не увидеть тенденцию. Юноша никогда не выбирает "активное действие" (подробнее здесь). Давайте разбираться в причинах этого. Так как Иван является техничным игроком и другие эпизоды подтверждаю это. Может и пробить по воротам издалека правой ногой, является исполнителем стандартов в команде угловые и штрафные удары он исполняет качественно. Следовательно версию о "технических" причинах в выборе тактического решения можно исключить. Наиболее вероятными версиями я считаю 1. Издержки детского футбола. У игроков, по причине проведения игр/соревнований на "малых" площадках формируются стереотипы "вертикальной" атаки (подробнее здесь.) 2. При переходе детей/юношей на полноформатные футбольные поля, тренеры не уделяли достаточного внимания расширению технико-тактических основ и обучению такому тактическому действию как "перевод игры с фланга на фланг" в фазе атаки. На фотографиях 1-6 мы видим ключевые ситуации, когда ещё есть возможность выбора.
Теперь можно переходить от анализа и оценке к практическим шагам по обучению разнообразным тактическим действиям. Собственно говоря первый шаг в этом направлении мы уже сделали. Мы "увидили" проблему. Поверьте, без этого невозможно двигаться дальше. Второй шаг так же сделан. Мы проанализировали возможные причины отсутствия в тактико-техническом "арсенале" игрока желательных действий. Дальнейшие шаги разделим на два направления. 1. Теоретическое обучение знаниям, включая постановку конкретных задач и целей на игры/соревнования. 2. Практическое воздействие через применения в учебно-тренировочном процессе упражнений самого широкого спектра, формирующих ТТД и моделирующих необходимые ситуации на футбольном поле.
1. Теоретическое обучение это: - просмотр видео нарезок и фотографий стандартных ситуаций (с комментариями и объясненими), - разбор эпизодов на макете футбольного поля, - показ схожих ситуаций в исполнении звёзд мирового футбола и так далее. Конечно видео материалов должно быть достаточное колличество (моё видео, это только иллюстрация, как образца). Кстати, подсказ тренера во время игры, может быть хорошим подспорьем в формировании навыка (в нашем случае перевода игры на другой фланг). Нужно только помнить что подсказ должен быть кратким и не злоупотреблять им количественно. .......
|