1. От одного года до шести лет (дошкольники).
В современном спорте, в том числе и в футболе, прослеживается устойчивая тенденция снижения возраста начала занитиям отдельных видов спорта. Я в своё время, в семидесятые года, набирал группу восьмилеток (второй класс) и это считалось "ранним началом занятий футболом". Современные четырёх летние дети смеются над этим "ранним началом".
Выделим несколько условных периодов подготовки для дошкольников. 1. Досадовский/домашний (1-3 годика). Освоение начальных двигательных навыков. 2. Младший дошкольник (4-5 лет). Расширенное освоение двигательных навыков. Формирование/поощрение стратегических интересов. 3. Дошкольник (6-7 лет). Создание базы двигательного опыта. Первичная спортивная ориентация. Конечно, границы этапов подготовки могут меняться от индивидуальных способностей детей. Но в чём я твёрдо уверен, что футбол, до 3 этапа должен быть исключён, в процессе подготовки, как доминирующий, занимающий большую часть тренировочного времени. Он может входить в общую программу развития лишь небольшой частью, как освоение новых двигательных навыков (не более того). Каждый из этих периодов/этапов мы рассмотрим по отдельно с точки зрения выбора целей/задач, планирования, выбора средств, методов, способов подготовки и вариантов практической реализации.
Процесс ранней специализации в футболе я уже затрагивал в материалах "Футбол для дошкольников" которые Вы можете посмотреть вот здесь. Тогда я участвовал в обсуждениях в виде "теоретика". Но с тех пор я приобрёл практический опыт в "физическом развитии детей с одного года до пяти лет". Появилась возможность обобщить личный опыт, согласовать его с теоретическими знаниями, показать один из вариантов подготовки детей к спортивному будущему. В этом возрасте, в процессе подготовки, нет различия в поле ребёнка, поэтому, я думаю, методика по которой я работаю со своей дочерью (2012 года рождения) может помочь многим Родителям, тем более что информации чем и как заниматься с детьми такого возраста очень мало. Она разрознена, отрывочна, не имеет стратегии развития. Да, дети индивидуальны и имеют различный набор двигательных способностей и социально-психологических качеств. Что-то из того что я делаю кое-кому и не подойдёт. НО. Родителям важно понять как, в принципе, можно (надо) строить работу по развитию и обучению двигательным качествам маленького ребёнка.
Все тренировки дошкольного периода с точки зрения организации, я бы разбил на три группы. 1. Тренировочные занятия дома. 2. Организованные тренировки в группах (фитнес, балет, гимнастика, плавание, группы ОФП, разные виды спорта). 3. Нерегулярные (разовые) тренировки на уличных спортивно-развлекательных площадках. Тренировки в торговых центрах на специальных детских площадках и так далее. Каждую из этих групп рассмотрим дальше по отдельноссти.
Вообще-то не надо пугаться этого термина - тренировка (упражнение в каком-либо навыке, умении) - по отношению к маленьким детям. Как только ребёнок обретает определённые двигательные способности, он начинает, так предопределено Природой, развивать (тренировать) свои двигательные возможности, стараясь приобрести необходимые для жизни навыки и умения. От уровня развития двигательных навыков испокон веков зависила жизнь и здоровье человека. В современном мире врождённые способности человека, осваивать и развивать двигательные навыки, подверглись агрессивной демотивации. Чтобы добыть пищу, спасти себя от опасности, удовлетворить различные потребности (в том числе и развлекательные) ребёнку уже не надо быть самым быстрым, ловким, сильным, смелым. Спасибо бабушкам, примкнувшим к ним мамам и пассивным папам которые всячески ограничивают детскую двигательную инициативу (а вдруг упадёт). А раз так, детям и не надо максимально развивать свои врождённые способности, задатки, предрасположенности для удовлетворения двигательных потребностей. Вместо "пойди побегай", "съешь пирожок и посмотри мультик". Следовательно, мы не можем положиться только лишь на врождённые способности детей оптимизировать движения и умению самостоятельно обучаться/развиваться в двигательных играх (тем более что и моторики в современном детском мире стало значительно меньше). Без целенаправленных тренировок не обойтись, если, конечно, Вы хотите чтобы Ваш ребёнок достиг максимального уровня развития в пределах отпущенных Природой способностей. Футбол, это один из самых сложных технических видов спорта. А эффективность обучения техническим приёмам напрямую зависит от таких физических качеств как ловкость и координационные способности. Подробнее об этих качествах здесь. Поэтому главной задачей этапа дошкольной подготовки является формирование обширной базы двигательного опыта, разнообразных навыков и умений, развитие ловкости и координации движений. Вот эта главная цель всего дошкольного периода развития ребёнка и определяет способы, средства, методы занятий занятий, планирования и организации подготовки.
Сначала поговорим об организованных занятиях в каких-либо группах. Что отличает тренировки, от игр дома, на уличных площадках, специально оборудованных игровых комплексах и так далее? Тренировка (цикл тренировок) это целенаправленное, долговременное, запланированное выполнение поставленных задач по развитию конкретных двигательных навыков, качеств, умений на специально организованных занятиях.
Досадовский период (1-3 года, для нас это 2013-2015 гг.) самый сложный в плане возможностей потренироваться в организованной группе. В возрасте 1-2 годика возможны занятия только совместно с родителями. А трёх летки очень ограничены в выборе мест занятий. Поэтому такие занятия надо искать и пусть Вам повезёт. Мы пошли на занятия в группу фитреса в один год и два месяца. Видео того времени сохранилось мало. Но предлагаемый видео материал (посмотреть вот здесь ) отражает очень важную методическую особенность работы с детьми. Ребёнок должен делать всё сам. Только в этом случае максимально задействуется врождённый механизм оптимизации движений и быстрее формируется двигательный навык данного упражнения. Родители только обеспечивают верхний уровень безопасности. Конечно, мамам значительно сложнее удержаться от "помощи" ребёнку.
Понятно, что никакие домашние занятия не смогут обеспечить разнообразие спортивных снарядов, которые в свою очередь обеспечивают самый разнообразный двигательный опыт, который является фундаментом дальнейшего развития ловкости и координационных способностей. Не стесняйтесь "пробиваться" в более старшие группы, не ждите когда "подойдёт возраст". В нашу первую группу по занятиям гимнастикой нас взяли "с большим скрипом", тренера боялись что Кристинка будет "тормозить группу", но мы быстро стали "лучшими среди худших" и уж точно группу не "тормозили". Занятия гимнастикой в 2015 году сыграли, неожиданно для нас, большую роль в возможности повысить тренировочные возможности в 2016 году. Мы искали более подходящее по месту расположению группу гимнастики (всё-таки стали старше) и прийдя на просмотр в удачно расположеную гимнастическую секцию, неожиданно попали в спортивную школу в которой, в платную группу детей 2011-2012 годов рождения, был конкурс четыре человека на место. Ребёнок сильно переживал по поводу отбора "мааам, а вы не будите меня ругать, если меня не возьмут на гимнастику". Ужас, ребёнок в четыре года уже борется "за место в основном составе". А что сделаешь, ведь не скажешь "да ну её эту школу, пойдём в другую" (отбор мы успешно прошли, хотя и самые маленькие в группе, благодаря уже заложенным координационным возможностям).
Кроме фитнеса, в период один год - три года, мы ходили на плавание, балет (правда недолго), танцы. Родителям надо "уловить" момент, когда прекращается прирост нового двигательного опыта и начинается совершенствование уже полученных навыков. Это значит что самое важно физическое качество, ловкость и координационные способности прекращают эффективно наращиваться и надо срочно искать что-то новенькое. Это связано с двумя основными факторами. Во-первых, в течении длительного времени сохраняются различные спортивные снаряды, приспособления которые используются в тренировках. Это способствует "привыканию" ребёнка к снарядам. Тем более что обычно выбор новых упражнений ограничен. Во-вторых, каждый тренер имеет некоторое количество "любимых" упражнений, которые он чаще остальных использует в занятиях. Это так же снижает эффективность развития ловкости и координации. Поэтому через год занятий фитнесом по Программе little gym cz мы стали искать альтернативные варианты. Нашли monkey gym cz, похожий Проект, но это другая франшиза здесь. Немного отличается содержанием, другой набор снарядов. Как раз то, что надо. Конечно, в возрасте от двух до трех лет ребёнку очень сложно "вписываться" в более старшие группы, но это является определённым "толчком" в развитии.
После двух лет занятий финтесом я начал искать возможность развиваться на новом уровне (гимнастика как замена фитнесу).
2. Организованные тренировки в группах (4-5 лет). Это самые разные группы, в зависимости от окружающих возможностей (фитнес, балет, гимнастика, плавание, группы ОФП, разные виды спорта). 4-5 летние дети уже начинают посещать (в своей массе) детские садики, повышается их социализация, самостоятельность и увеличиваются возможности поступать в организованные группы. Первый год детсадовского периода (у нас это 2015-2016 гг.) для детей обычно сложный из-за адаптации детей к болезням, идёт активное построение организмом имунных защитных функций и делается это, увы, через болезни. Так что посещение секций и кружков (гимнастика, плавание, танцы, группа ОФП) прерывались болезнями и временем востановления после них. Но не смотря на это происходил прирост двигательного опыта, ребёнок осваивал новые движения, умения, навыки. В этот период обычно происходит изменение в периодизации, мы начали работать в режиме учебного года, говоря по футбольному перешли на систему осень/весна. В 2015 году мы поменяли фитнес на спортивную гимнастику здесь. Добавилась группа по ОФП. Очень удачно получилось. Эта группа работает в самом детском садике. Детей воспитатели отводят в недалеко расположенный спортивный зал и после занятий приводят обратно. Я это называю "мечта родителей". Дети без вмешательства родтелей получают очень неплохой двигательный опыт (смотреть здесь). В 2016-17 учебном году, как я уже писал мы поменяли место занятия спортивной гимнастикой. Вот здесь можно посмотреть как дети занимаются, на специальной "открытой тренировке" (смотреть обычные тренировки не позволяют). Итак, можно подвести итоги учебного года 2016-17, так как в июне мы закончили заниматься во всех оргнизованных группах. За год Кристинка, на мой взгляд неплохо выросла с точки зрения развития ловкости и координационных возможностей, стала физически сильнее. Долже ещё раз подчеркнуть, я никак не рассматриваю успехи ребёнка в "сравнительном" плане. Для меня важен индивидуальный рост развития ловкости и координационных способностей, повышения социализации.
В спортивной гимнастики нас уже взяли на следующий учебный год. Здесь достаточно жесткий отбор, хотя группы платные. Вместо убывших будет набор новичков, желающих много. В других группах главное желание детей и родителей. Поэтому мы в отличии от предыдущего года можем уже сейчас приблизительно сформировать свой план занятий на следующий учебный год. Понедельник-среда с 16.30 полутора часовая спртивная гимнастика. Вторник танцы в садике в конце дня. С плаванием есть варианты: одно занятие из разряда "мечта родителя" - дети будут плавать группой из садика (воспитатели возят), может быть сделаем вторую плавательную тренировку сами. Продолжаем группу ОФП. Раньше по субботам мы занимались креативным рисованием, пролжим это, но уже в другом месте. Есть ещё желание добавить хотя бы одно занятие флорболом, но для этого надо не только наше желание, но и возможность, пока что малы для этого вида спорта. Так что 2017-18 учебный год будет не менее напряженный в спортивном плане.
Если в организованных занятиях всё зависит от конкретных возможностей Вашего места проживания, то тренировочные занятия дома и в окружающей среде, это полностью в Ваших силах. О средствах, способах, методике применявшихся мной в практической работе в этот период, я расскажу здесь позже.
|