Футбол как профессия
Юного футболиста, в развитии его карьеры, можно сравнить со стайером. Стартовав в самом раннем возрасте (5-7 лет) он финиширует в 18-22 года (если иметь в виду что финишная лента, это подписание профессионального контракта). Понятно, что чаще всего в спорте побеждает тот, кто на финише имеет силы и возможности ускориться, "прибавить" как говорится. Увы, на финишном отрезке (окончание футбольной школы/академии - подписание профессионального контракта) юноши чаще всего не имеют условий для этого самого ускорения (тренироваться больше и качественнее чем раньше).
Родители, смотрите на юного футболиста, со стратегической точки зрения. Помните что многое упущенное в детстве, помешает Вашему сыну в успешной профессиональной деятельности.
В связи с длительностью процесса подготовки профессионального футболиста, периодизация играет важную роль для постановки правильных оперативных, этапных и стратегических задач. На каждом этапе многолетнего периода надо выбирать наиболее эффективные способы, средства, методы подготовки. Индивидуальные особенности развития Игрока, его врождённые способности, могут влиять на возрастную градацию этапов обучения и подготовки. Поэтому указывая возрастные границы этапов я использую знак +/-, то есть предполагая возможность отклонения исходя из индивидуальных качеств ребёнка.
Обобщённые этапы подготовки профессионального футболиста.
1. Дошкольная подготовка (Ознакомление) +/- 5-7 лет
2. Начальная подготовка +/- 8-12
3. Этап углубленного обучения и развития +/- 13-17
4. Этап перехода (совершенствование) +/- 17-22
Футбол полностью подчиняется законам и закономерностям действующими в спорте. Это с одной стороны. С другой стороны футбол "вне конкуренции" по сравнению с другими видами юношеского спорта, так как не имеет определённого количества каких-либо "жестких ограничений" врождённых качеств, "отсекающих" детей от успешной профессиональной карьеры.
В "демократическом" подходе футбола к физическим, физиологическим, социально-психологическим критериям "годности" кроется его сила. Но есть и "оборотная сторона медали" очень много времени проходит от решения "заняться футболом" до появления реальной информации что каких-то качеств у ребёнка "не хватает" для перехода в профессиональный взрослый футбол достаточно высокого уровня. Если отбросить процентов 55-65 детей/юношей у которых "средняя" совокупность качеств ниже 55-60 % от уровня их сверстников, добавить к ним процентов 5 талантов и гениев, то останется массив выбора в тридцать процентов (назовём их способными), по которым трудно сделать "однозначные" выводы. Конечно, приведённые цифры умозрительны и отражают моё представление о данном вопросе. Но они нужны для понимания того, что очень большой пласт юных футболистов нельзя безоговорочно «отбросить» как неподходящих для профессионального футбола. Да и в рамках уже этого контингента есть градация по перспективности.
Коктейль (смесь) врождённых способностей и предрасположенностей этой массы возможен в таких невероятных сочетаниях, к которым надо добавить и влияние сторонних социально-психологических и организационных факторов. Так что практически невозможно даже до возраста "старшие юноши" предсказать кто из них сможет уцепиться/попасть в те 8-10 процентов (после "талантов"), из которых и формируется группа игроков, про которых можно сказать, «они могут попробовать стать профессиональными футболистами».
Если для футбола в целом дарвиновский посыл "выживает сильнейший" является приемлемым, то каждый Родитель с единственным ребёнком неизбежно встаёт перед выбором. Или смирится со словом "селекция" или искать возможности помочь ребёнку выйти на максимальный (отпущенный природой) уровень реализации его в профессиональном футболе.
Длинный период неопределённости объективен и не зависит от наших желаний (например, всё понять про юного игрока в десять, девять, восемь ... лет). Не буду ничего говорить про "гуру", которым надо пару раз поглядеть на игрока и вне зависимости от его возраста, вынести без апелляционный вердикт "звезда/бесперспективный". По моему мнению, мнению человека который в детско-юношеском футболе с 1977 года, перед глазами которого прошли десятки будущих профессиональных игроков, в том числе и уровня Высшей лиги/сборных (как свои воспитанники, так и игроки руководимой мной футбольной школы), кое-какое понимание потенциально возможного профессионального уровня футболиста можно с достаточной степенью вероятности (более 50%) определять начиная с 13/14 лет (когда игроки выходят на большое поле). Да и тут возможны ошибки как в одну, так и в другую сторону.
Вышесказанное является одной из важных проблем встающих перед Родителем в момент вступления в Проект "Футбол как профессия для моего сына". В детско-юношеском спорте вообще и в детском футболе в частности существуют так называемые "сенситивные периоды/зоны" по наиболее благоприятному и эффективному периоду развития/получения определённых качеств, навыков и умений. Полная неопределённость в конечной перспективе (профессиональном будущем) ребёнка плюс слишком длительный срок достижения результата (лет десять-четырнадцать) накладывает повышенные требования в первую очередь к Родителям юного футболиста. Надо не щадя своих нервов, сил, денег и прочее последовательно создавать для сына наилучшие возможности для победы в очень трудной конкурентной борьбе в 19 - 22 летнем возрасте.
|