Приведённые в заголовке термины можно назвать (обобщённо) перемещения с мячом.
Тема дриблинга, сложна с точки зрения методики обучения. Я об этом буду писать в отдельном подразделе (здесь). Но сначала разберемся в терминологических тонкостях и обозначим (во избежание путаницы), что каждый термин значит в контексте данного раздела.
Для начала разделим общее понятие «Перемещения с мячом» на:
- ведение мяча
- дриблинг
Эти термины имеют разное смысловое наполнение, служат выполнению разных тактических задач и, естественно имеют свои нюансы в методике обучения. Конечно, разделение достаточно условное, в игре эти понятия быстро и часто перетекают друг в друга, но оно (разделение) необходимо с точки зрения правильного понимания постановки акцентов при обучении.
В тексте встречается разделение футбольного поля на четыре зоны (четверти). Первая четверть (1/4) - зона защиты, вторая четверть (2/4) зона полузащиты, третья (3/4) - полунападения (могу эту зону так же называть зона инсайдов), четвертая (4/4) - зона нападения. Место нахождения игрока с мячом важно с точки зрения выбора тактико-технических действий.
Ведение мяча, это действия, которые подразумевают перемещение с мячом без непосредственного сопротивления соперника и служат подготовкой к выполнению последующих тактико-технических действий (дриблинга, передачи, удара по воротам). Тактическая составляющая в обучении этой группы технических приемов является главенствующей практически с начала обучения.
Дриблинг (англ. Dribble - «вести мяч») – ведение мяча при непосредственном сопротивление противника (не более 1,5 игрового расстояния). Под игровым расстоянием имеем в виду расстояние, при котором соперник имеет прямую возможность вступить в борьбу за мяч (выбить, отобрать, коснуться). Дриблинг выполняется путем применения технических приёмов - финтов, обманных движений, обводки, которые соответствуют задачам дриблинга. Дриблинг это «связка» нескольких технических приемов, объединенных тактической задачей в конкретной точке игрового пространства и ограниченная временем.
Мы разделили понятия, дриблинг и ведение мяча в связи с разными методическими подходами при обучении техническим приёмам. Это позволяет нам при выборе упражнений для обучения конкретным техническим действиям (форме касания мяча, выборе направления движения, обманным движениям, финтам) правильно выбрать упражнения и сформулировать конкретные задачи стоящие перед Игроком, при их выполнении.
Ведение мяча
Необходимость понимания задач, которые стоят при выполнении того или иного технического действия, и правильный выбор средств обучения хорошо видно на примере обучения технике ведения мяча.
Обводка стоек, фишек, ведение мяча в различных направлениях, отработка разнообразных способов касания мяча при ведении, вот обычный набор упражнений, используемый для обучения ведению мяча. Целесообразность и главенство этих упражнений не вызывает сомнение, если не понимать, что при всём многообразии технических приемов по ведению мяча, главным является тактическая составляющая. Как только мы задумаемся, а какие основные задачи должны выполнять технические действия, используемые при ведении мяча, то увидим, главное – принятие тактического решения – что делать с мячом дальше. Следовательно, не так уж важно, как ведется мяч: «шведкой», серединой подъема, "щёчкой", носком, одной или двумя ногами, главное – как и какое тактическое решение принимает Игрок. А что для принятия решения надо?
Правильно, оценить игровую ситуацию.
А для этого должна быть поднята голова и на полную мощность «включена» система анализа положения игроков обоих команд на поле, направления и скорости их перемещений, должна вестись постоянная оценка перспективности того или иного продолжения игры.
Если не расставлять, при обучении, правильно акценты – главное поднятая голова и анализ игровой ситуации - то мы с детства начинаем формировать ошибочный динамический стереотип. Голова опущена, Игрок следит за мячом (ведь надо безошибочно обводить фишки и выполнять требование тренера, например, касаться мяча только одной ногой или заданной частью стопы двух ног). При неправильно поставленной задаче, никакой подбор "супер-пупер" упражнений не поможет.
Ведение мяча подразумевает (в нашем случае) отсутствие вблизи соперника. Такая ситуация достаточно часто встречается на поле (особенно при выходе из защиты). И так же часто мы видим бессмысленные и многочисленные передачи мяча игроками на своей половине поля ближнему партнеру. Это связано с тем, что в детстве усвоен стереотип движений при ведении мяч, когда игрок постоянно следит за мячом глазами, голова опущена. А если он поднимает голову, то у него возникает опасения в потере контроля над мячом. С опущенной головой игроки, видят только ближних партнеров, которому и делается передача. Конечно, свою роль играет ещё неуверенность в своей технике выполнения средней и длинной передачи, но это уже другая песня.
Дриблинг
В соответствии с выполняемой задачей и, чаще всего, в зависимости от места применения дриблинга, выделим:
- дриблинг пространства
- дриблинг времени
- дриблинг сохранения
Дриблинг пространства.
Дриблинг пространства ставит своей целью выигрыш пространства. Грубо говоря, это «вертикальная обводка». Выбор финтов этого вида дриблинга зависит от ряда факторов, главный из которых – индивидуальные способности игрока, а так же от места применения, количества противников, размера пространства и т.д. Задача – выигрыш пространства и выход на позицию реальной угрозы воротам (или создания острой атаки). Продолжение дриблинга пространства, или удар по воротам или острый пас партнеру, для непосредственной угрозы удара по воротам. И, в принципе, не важно каким именно финтом выиграно пространство, главное - результат.
Место применения «зона атаки 4/4", иногда «3/4».
Типичная связка «финт – удар», «финт – последний, короткий, пас», "финт - прострел, навес", "финт - пас на ход"
Дриблинг времени.
Дриблинг времени ставит своей целью выигрыш времени. Это необходимо в том случае, если ситуация не позволяет (или нецелесообразно) применить дриблинг пространства. Надо сохранить мяч для своей команды, дождаться острого «открывания» игроков группы атаки, подстроится под партнера (создать позицию возможности паса партнеру), сократить дистанцию до ворот, подготовить более острую ситуацию и так далее. Набор финтов и обманных движений так же должен соответствовать поставленной задаче. Основные из них – уход с мячом в свободную зону с изменением направления движения. Идеальный вариант - перевести "дриблинг" в "ведение мяча", то есть уйти от соперников на растояние достаточное для спокойной (без сопротивления соперника) подготовки следующего действия. Дриблинг времени позволяет и уйти в сторону своих ворот, и "обстучаться" с партнёром.
Место применения «2/4, 3/4».
Дриблинг сохранения.
Дриблинг сохранения ставит своей задачей сохранение мяча для дальнейших действий и/или выигрыша времени при плотном противодействии одного или нескольких соперников. «Укрыть» мяч корпусом, уйти в свободную зону, надежно отыграть его в сторону свободных защитников – типично для этого вида перемещений с мячом.
Место применения «1/4, 2/4». Если соперник применяет "высокий" прессинг (в зоне 1/4), то лучший дриблинг сохранения - вынос мяча подальше.
Конечно, и форвард и полузащитник и защитник должны владеть всеми видами дриблинга. Но совершенствовать и тренировать дополнительно (в индивидуальном порядке) нужно тот вид дриблинга который:
- соответствует основной игровой позиции
- соответствует индивидуальным качествам (как физическим, так и психологическим)
- наиболее перспективен (учитывает личностные качества Игрока), с точки зрения достижения подлинного мастерства
Финт (или русские синонимы - обводка, обыгрыш, обманные движения) это технический приём (несколько движений объединённых одной целью), который служит средством достижения цели игрового эпизода и зависит от вида дриблинга.
Предлагаемые Вашему вниманию материалы по обучению ведению мяча и дриблингу основаны на практической реализации поставленных задач на проводимых мной учебно-тренировочных сборах. Постараюсь свести всю информацию в некую методическую рекомендацию и надеюсь, что это позволит заинтересованным сторонам по-новому взглянуть на построение индивидуально-групповых тренировок и подбор упражнений для них при тренировках дриблинга и ведения мяча.
Смотрите материалы по обучению дриблингу, конкретным финтам:
- методика обучения дриблингу и ведению мяча здесь
- финт "с ноги на ногу" здесь