Тактика футбола.
Методика обучения индивидуальной и индивидуально-групповой тактике.
Раздел в стадии подготовки и наполнения материалами тематических веток.
Тактика футбола состоит из четырёх главных частей; индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая и командная. Я выделил эти группы тактических действий для удобства в плане обучения, развития и совершенствования. На этой странице будут представлены материалы общие для тактических действий, расставлены акценты в обучении, проанализированы современные тактические схемы и всё это применительно к практической тренировочной работе и игровой деятельности. В группы тактических действий надо перейти (кликнут) по ссылкам "Индивидуальная тактика", "Индивидуально-групповая тактика", "Групповая" "Тактика команды".
Первое на что обращу Ваше внимание это то что обучение тактике футбола я рассматриваю с точки зрения активной, атакующей игры. Тактика, это главная составляющая часть тренерской работы. И, естественно, в своей деятельности тренер команды (начиная от детской и заканчивая профессиональным уровнем) расставляет акценты и строит тактику команды в зависимости от своих предпочтений, своего понимания игры и различных обстоятельств. Часто тренерские предпочтения в командной тактике входят в противоречие с интересами конкретного игрока. На футболиста накладываются различные ограничения в тактических решениях, действиях, что часто просто мешает игроку развиваться и закладывать фундамент мастерства, позволяющий в будущем выиграть конкурентную борьбу за профессиональный контракт. Особенно часто это касается степени "допустимого риска" в игровых эпизодах. Все эти указания тренера с бровке поля "проще", "не рискуй", "надёжнее" не позволяют формироваться у юного игрока навыка, умения играть остро, активно. На разных этапах подготовки юных футболистов, на разном уровне умений и навыков, значение тактической подготовки содержание получаемых знаний задачи обучения значительно отличаются (подробнее здесь) . Серьёзное внимание обучения тактике надо уделять с момента начала игр и соревнований на большом поле. Тактические навыки получаемые при тренировках и играх в ограниченном составе и маленьких полях, только в небольшом количестве вписываются в тактические действия на большом поле.
Второе на что надо обращать внимание, это индивидуализация обучения тактике в зависимости от игровой позиции и индивидуальных способностях юного футболиста. Найти юному футболисту ту игровую позицию, которая в наибольшей степени соответствует его индивидуальным задаткам, природным способностям, психологическим предпочтениям, двигательным качествам главная задача начиная с ранних этапов подготовки. Чем раньше это будет сделано, тем больше времени будет у игрока освоить как технические приёмы характерные для данного амплуа, так и тактические особенности позиции. А значит получить дополнительные преимущества в конкурентной борьбе.
Третий важный аспект обучения тактике, заключается в сложности самого обучения. Надо так воздействовать на сознание футболиста, чтобы знания и умения переходили в стадию интуитивного принятия решений, в подсознание и принимались автоматически. Ибо время для принятия эффективного варианта тактического решения, в любом игровом эпизоде очень коротко.
Четвёртое. Я не противопоставляю разные варианты тактических действий. Все элементы тактики нужны и полезны. Главное чтобы в обучении соблюдался принцип "золотой середины". К сожалению, часто какие-либо тактические действия в детско-юношеском футболе главенствуют, а какие-то полностью игнорируются. Так получаются футболисты, которые имеют "белые пятна" в тактическом образовании. Что для детского и юношеского футбола недопустимо. В течении карьеры игрок может попадать в команды или меняться тренер в его команде, когда проповедуются тактические построения о которых игрок знает "понаслышке" и не имеет в своём арсенале тактико-технических действий отвечающим новым требованиям.
Пятое. Для удобства объяснения и понимания тактических нюансов я разбиваю футбольное поле на четыре зоны, в отличии от стандартных трёх. Дело в том что на каждом участке поля действуют свои правила выбора тактических решений. Об этом я ещё буду писать подробнее. А пока примите к сведению моё зонирование участков футбольного поля.

Схема 1
Серьёзное обучение тактике футбола надо начинать с 13-14 лет. Этому есть несколько причин. Во-первых, дети к этому времени созревают умственно, для адекватного понимания учебного материала. Во-вторых, в этот период времени команды переходят к играм на большом поле в полном составе (11х11). В-третьих, уже хотя бы приблизительно определяется игровое амплуа (игровая позиция) юного футболиста.
На приведённой ниже схеме, видны различия в возможных тактических действиях в ограниченном составе и при игре 11х11. В соответствующих частях тактической подготовки я остановлюсь на этом подробнее.

Схема 2 Схема 3
Без теоретических материалов, конечно, не обойтись. Но основное это практическая демонстрация процесса обучения тактике футбола, на конкретных примерах.
При всём многообразии тактических действий, можно их систематизироват (обобщить) в некоторые группы по признакам, что позволит обучать футболистов по определённому плану, начиная с самых важных на данном этапе подготовки. Так как я сторонник реальных практических действий, то все материалы по обучении тактическим знаниям и умениям основываются на примере игрока 2006 года рождения, Тимофее Хоботове. Это естественно, потому что при общих подходах к обучению главное это индивидуальные качества футболиста и его позиционирование на футбольном поле (игровое амплуа). Однако алгоритм действий, методический подход, средства и методы работы применимы к любому игроку после индивидуальной адаптации. Так как Тим является игроком центра поля (полузащитник), то главными тактическими действиями я ранжирую следующим образом: 1. Действия в зонах 2 и 3 (смотрите схему 1). 2. Действия в зоне 4. 3. Действия в зоне 1.
1. Действия в зонах 2 и 3. Тактические решения: 1.1. Перевод игры с фланга на фланг (смена направления командной атаки) 1.2. Сохранение мяча под своим контролем. 1.3.
|