Тактика футбола.

Методика обучения индивидуальной и индивидуально-групповой тактике.

Раздел в стадии подготовки и наполнения материалами тематических веток.

     Тактика футбола состоит из трёх главных частей; индивидуальная, индивидуально-групповая, командная. Я выделил эти группы тактических действий для удобства   в плане обучения, развития и совершенствования. На этой странице  будут представлены  материалы общие  для  тактических  действий, расставлены  акценты  в  обучении, проанализированы современные тактические схемы и всё это применительно к практической тренировочной работе и игровой деятельности. В группы тактических действий надо перейти (кликнут) по ссылкам "Индивидуальная тактика", "Индивидуально-групповая тактика", "Тактика команды"

    Первое на что обращу Ваше внимание это то что обучение тактике футбола я рассматриваю с точки зрения активной, атакующей игры. Тактика, это главная составляющая часть тренерской работы. И, естественно, в своей деятельности тренер команды (начиная от детской и заканчивая профессиональным уровнем) расставляет акценты и строит тактику команды в зависимости от своих предпочтений, своего понимания игры и различных обстоятельств. Часто тренерские предпочтения в командной тактике входят в противоречие с интересами конкретного игрока. На футболиста накладываются различные ограничения в тактических решениях, действиях, что часто просто мешает игроку развиваться и закладывать фундамент мастерства, позволяющий в будущем выиграть конкурентную борьбу за профессиональный контракт. Особенно часто это касается степени "допустимого риска" в игровых эпизодах. Все эти указания тренера с бровке поля "проще", "не рискуй", "надёжнее" не позволяют формироваться у юного игрока навыка, умения играть остро, активно.    На разных этапах подготовки юных футболистов, на разном уровне умений и навыков, значение тактической подготовки содержание получаемых знаний задачи обучения значительно  отличаются  (подробнее здесь) . Серьёзное внимание обучения тактике надо уделять с момента начала игр и соревнований на большом поле. Тактические навыки получаемые при тренировках и играх в ограниченном составе и маленьких полях, только в небольшом количестве вписываются в тактические действия на большом поле.  

     Второе на что надо обращать внимание, это индивидуализация обучения тактике в зависимости от игровой позиции и индивидуальных способностях юного футболиста. Найти юному футболисту ту игровую позицию, которая в наибольшей степени соответствует его индивидуальным задаткам, природным способностям, психологическим предпочтениям, двигательным качествам главная задача начиная с ранних этапов подготовки. Чем раньше это будет сделано, тем больше времени будет у игрока освоить как технические приёмы характерные для данного амплуа, так и тактические особенности позиции. А значит получить дополнительные преимущества в конкурентной борьбе.

     Третий важный аспект обучения тактике, заключается в сложности самого обучения. Надо так воздействовать на сознание футболиста, чтобы знания и умения переходили в стадию интуитивного принятия решений, в подсознание и принимались автоматически. Ибо время для принятия эффективного варианта тактического решения,  в любом игровом эпизоде очень коротко.

   Четвёртое. Я не противопоставляю разные варианты тактических действий. Все элементы тактики нужны и полезны. Главное чтобы в обучении соблюдался принцип "золотой середины". К сожалению, часто какие-либо тактические действия в детско-юношеском футболе главенствуют, а какие-то полностью игнорируются. Так получаются футболисты, которые имеют "белые пятна" в тактическом образовании. Что для детского и юношеского футбола недопустимо. В течении карьеры игрок может попадать в команды или меняться тренер в его команде,  когда проповедуются тактические построения о которых игрок знает "понаслышке" и не имеет в своём арсенале тактико-технических действий отвечающим новым требованиям.

Пятое. Для удобства объяснения и понимания тактических нюансов я разбиваю футбольное поле на четыре зоны, в отличии от стандартных трёх. Дело в том что на каждом участке поля действуют свои правила выбора тактических решений. Об этом я ещё буду писать подробнее. А пока примите к сведению моё зонирование участков футбольного поля.

Тактика. Методика обучения

Серьёзное обучение тактике футбола надо начинать с 13-14 лет. Этому есть несколько причин. Во-первых, дети к этому времени созревают умственно, для адекватного понимания учебного материала. Во-вторых, в этот период времени команды переходят к играм на большом поле в полном составе (11х11). В-третьих, уже хотя бы приблизительно определяется игровое амплуа (игровая позиция) юного футболиста. 

На приведённой ниже схеме, видны различия в возможных  тактических действиях в ограниченном составе  и при игре 11х11.  В соответствующих частях тактической подготовки я остановлюсь на этом подробнее.  

Тактика. Методика обучения

Без теоретических материалов, конечно, не обойтись.  Но основное это практическая демонстрация процесса обучения тактике футбола, на конкретных примерах.

 


При полном или частичном использовании материалов данного сайта, ссылка на сайт "футбол-удары.рф" обязательна как на источник информации.
Автоматический импорт материалов и информации с сайта запрещен.
Copyrights 2019 футбол-удары.рф ©