Этап совершенствования технических приёмов сильно растянут в возрастных границах (от 14-15 лет до 19-20). Конечно, переходит к совершенствованию какого-либо технического приёма надо только после создания уверенного и стабильного навыка (автоматизма и динамического стереотипа) выполнения приёма в облегчённых/стандартных условиях. Но не зависимо от возраста участников, есть некоторые общие принципы построения тренировочного процесса, о которых я и расскажу подробнее. Основные методические принципы:
1. Увеличение количества упражнений моделирующих ситуации применения конкретного технического приёма в игре
2. Увеличение значения "тактики эпизода"
3. Увеличение "скорости" выполнения технического приёма
4. Увеличение ограничений во времени и пространстве
5. Введение "пассивного" сопротивления соперника с постепенным увеличением "активности"
6. Концентрация внимания игрока на доигрывании эпизодов "до конца"
Немного подробнее о соотношении в занятиях и циклах занятий, упражнение "стандартных" и "ситуационных". Стандартные это группа упражнений в которых условия задаются с высоким уровнем стандартизации их выполнения. Эти упражнения особенно эффективны когда нарабатываются или выполнение отдельных технических приёмов или простых тактических действий. Используются в своём большинстве обычное на начальных стадиях формирования автоматизма (динамического стериотипа). Эти упражнения характеризуются фиксированными условиями, что позволяет создать благоприятный фон для выработки двигательного навыка. Повышенное внимание уделяется правильному выполнению элементов и деталей технического приёма. Но игра предъявляет повышенные требования к корректировке движения (уже изученного) в связи с постоянным и быстрым изменениям условий выполнения технического приёма. Главенствующую роль начинает играть способность игрока менять применяемого движения для приведения его в соответствие с изменением игрового момента и/или выбора другого тактического варианта продолжения игры. Теперь на первое место выходит задача адаптации полученной технике к игре. Значит возрастает значение сутуационных упражнений. Рассмотрим одно из них.
Это упражнение я отношу к разряду комбинационных. С одной стороны есть достаточно стандартизированные условия его выполнения, с другой стороны в завершающей стадии упражнения много разнообразных и отличных друг от друга способом применения технических приёмов. Игрок "А" начинает движение в направлении 1. Задача Игрока каким-либо способом обработать мяч и нанести удар по воротам. Тренер "В", разнообразно направляет (2,3,4,5,6) мяч Игроку уже после начала движения футболиста. Так как траектория, сила полёта мяча постоянно меняется, то Игроку приходится "подстраиваться" под мяч, чтобы выполнить поставленную задачу. Большое количество повторений (как в упражнении, так и в цикле упражнений) позволяет Игроку включать адаптационные механизмы формироания навыка уже не столько элементов и деталий определённого технического приёма, сколько умения выбирать наиболее эффективный способ в разных вариантах продолжения атаки. Так что мы тренируем совокупность возможных вариантов за счёт схожести их при большом количестве "неопределённых", но повторяющихся вариантов.
Фотограмма1
На фотограмме 1. Вы видите несколько моментов "первого" касания мяча. В игре начаная движение навстречу партнёру (в данном упражнении - тренеру) Игрок не знает куда и как полетит мяч, то есть ему надо принимать решение выбора технического приёма, которым он будет обрабатывать мяч, в ситуации неопределённости. Но у него уже есть тактический выбор продолжения игрового эпизода - Игрок нацелен нанести удар по воротам. Вот в этом упражнении мы и моделируем подобную игровую ситуацию. Нужен ли именно такой подход к тренировочному занятию? Некоторые специалисты считают что выбор применения технического движения нужного для эффективного продолжения вполне может сформироваться и просто в игровой деятельности/соревнованиях/играх. Да, именно так и происходит в большинстве случаев. Но должен заметить, что успеха (при таком подходе) добиваются футболисты одарённые Природой способностью быстро адаптировать движения в соответствии с полученном результатом. Другими словами один игрок может формировать навык/автоматизм не делая много повторений. А другой такими способностями не обладающий, начинает постепенно отставать в техническом мастерстве, без целенаправленной работы. Приводимое упражнение и есть пример такой работы. В дополнение Вы можете посмотреть видео ролик где Влад выполняет это упражнение. https://youtu.be/XpT-h5BVI2c
|