Качественная работа над точностью «по месту/направлению» достигается правильным подбором упражнений с четко сформулированными задачами и обозначенными целями. Вот пример упражнений направленных на совершенствование указанных параметров передач.
Игрок из зоны 1, должен сделать передачи в разные точки 2, в различном направлении 3. Данное упражнение является "базовым", то есть на основе этой схемы мы выполняем большое количество упражнений преследуя определённые задачи и оперативные цели конкретных тренировочных занятий. Показываю как это делать на конкретном примере.
1. Наша цель и задача научить игрока делать качественную передачу на различное расстояние.
2. Работаем над передачей правой ногой на различное расстояние; среднее "30-40 метров", длинное "40-50 метров", максимально длинное "50 и более метров". Для определения точности передачи сделана разметка на поле, на указанных расстояниях (разумеется с поправкой на индивидуальное умение игрока). Понятно что игроку необходимо научиться дифференцировать силу удара (как главный фактор выполнения упражнения), в зависимости от того в какое место он направляет мяч. Возможно, иногда ему прийдётся менять вариант удара по мячу, чтобы выполнить задание.
3. В этом упражнении необходимо менять условия выполнения в зависимости от успехов в точность передач. При изменении вариантов упражнения следуем "педагогическим Пранципам обучения" и правилам "Обучающей тренировки" здесь.
4. Например: а) по неподвижному мячу передача правой ногой (сильной) вправо на среднюю дистанцию сериями по 10 ударов б) тоже на длинную дистанцию в) тоже на максимальное расстояние г) чередуем серии в разные квадраты д) чередуем отдельные удары во все квадраты последовательно; е) то же в разнобой. По мере роста точности передачи начинаем делать упражнение; ж) в движении, повторяе предыдущий алгоритм. Далее начинаем усложнять упражнение вводя; з) передачи после приёма мяча лицом к направлению удара; и) после приёма мяча спиной к направлению передачи; ещё сложнее; к) тренер стоит около зон передач и до удара показывает в какой квадрат надо сделать передачу. Мы видим что вариантов упражнения можно придумать много, надо только понимать к чему ведут их изменения. Служат ли они повышению эффективности занятий.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОДНА. Научить игрока навыку делать точную передачу изменяя силу и направление удара. Оценка качества выполнения может быть только одна - попал игрок в нужный квадрат или нет. Следовательно, переходить к усложнению заданий надо только после достижения устойчивого навыка правильного удара по мячу.
Качество обучения точности длинных и средних передач надо контролировать тестами. Вот пример одного из них (смотреть здесь).
|