Развитие ловкости, координации у детей младшего возраста.
Развитие ловкости, координационных способностей и подвижности главная цель подготовки в возрасте от двух до шести-семи лет.
Даже сам футбол (обучение технике, соревнования) являются только небольшой составной частью учебно-тренировочного процесса по развитию Ловкости и сопутствующих физических качеств. В научной литературе и в практических рекомендациях о ловкости написано очень много. Предлагаемый обзор теоретического материала я делал для себя, проанализировав огромный массив разнообразной информации, чтобы упорядочить имеющиеся и полученные знания, соотнеся их с практическим опытом. Выделил самые существенные моменты и сформулировал основные правила развития этого качества. Общую теорию о развитии ловкости и координации смотрите здесь.
Целенаправленное развитие ловкости у очень маленьких детей дошкольного возраста, это белое пятно, с редкими и бессистемными "вкраплениями" хоть какой-то информации. Так что тут полный простор для личной инициативы. Для того чтобы работать над этим качеством эффективно, надо планомерно тренировать отдельные составные части ловкости. Для этого я выделил в отдельный материал (таблица 1) составные части Ловкости. Практически все упражнения применяемые для развития ловкости оказывают комплексное воздействие на составные части этого физического качества. Но такой подход, когда тренируют "вообще ловкость" имеет несколько недостатков:
- некоторые необходимые качества выпадают из тренировочного воздействия
- некоторые необходимые качества не получают достаточного воздействия для эффективного развития
- сложно дозировать тренировочные нагрузки для отдельных качеств
- нельзя качественно и эффективно планировать как оперативные задачи, так и этапные цели развития ловкости
Вот и получается что над ловкостью работаем вроде бы много (по времени), но эффект недостаточный. Для того чтобы повысить качество тренировок надо при планировании выбирать 1-3 составные части ловкости и сосредотачивать на них (приоритетно и целенаправленно) тренировочные усилия. Ну а то что и остальные части ловкости тоже "как-то" тренируются, то это хорошо. Лишними не будут. Главная сложность при работе над ловкостью это необходимость трудиться постоянно, целенаправленно, качественно и добросовестно (и, увы, без быстрого, сиюминутного результата). Постоянно это значит - практически каждый день в течении нескольких лет. Целенаправленно, это значит полностью выполняя составленные планы (внося в них, при необходимости изменения и дополнения). Качественно, это значит постоянно обновляя набор упражнений (вводя новые, усложняя старые), добавляя различные тренажеры, необычные способы и средства обучения. Добросовестно, это значит соблюдая принятые Вами правила развития качества, с выделением достаточного тренировочного времени (нельзя уменьшать его в пользу "поработать побольше над ударами"). И конечно надо всеми силами бороться с психологическими проблемами типа "вон пятилетний ребёнок как молотит по мячу, а мы всё в "салочки/догонялочки играем". Тут без веры в выбранную методику подготовки маленького футболиста не обойдёшься. Какой-нибудь одногодка (или более младший ребёнок) уже сейчас хорошо держит мяч в воздухе, обводит и бьёт по воротам, а Вы его догоните и перегоните в технике ударов и в игре, только через несколько лет. Как тут не засомневаться.
Очень важно вовремя "почувствовать", что данное упражение перестало давать эффективный прирост ловкости. Собственно весь период развития ловкости и есть пример постоянного и планомерного усложнения условий выполнения упражнений и ввод новых упражнений, средств, способов, приёмов развития ловкости в общем и её составных частей в частности.
В спорте все факторы влияющие на успешное развитие и обучение взаимосвязаны и влияют (правда в разной степени) друг на друга. Поэтому при развитии ловкости нельзя забывать и о таких физических качествах как; подвижность (гибкость) суставов и связок, сила и эластичность мышц.
При развитии ловкости у детей от двух до семи лет, надо стараться работать над каждой составной частью ловкости по отдельности.
Таблица 1
|