Футбол. Монография в вопросах и ответах

Естественно, что при прочтении Монографии, у Вас возникнут различные вопросы. Иногда мне задают их в личной переписке. В этом разделе я буду на них отвечать. Условно разделю все вопросы на две группы "От тренеров" и "От Родителей". Ответы  надо смотреть все ибо они полезны обоим группам интересующихся.

Январь 2015.  

В личных беседах, в переписке с тренерами/родителями, меня часто спрашивают «..вот Вы обучаете удару по неподвижному мячу, а в игре по неподвижному мячу бьют очень редко и только при исполнении стандартных положений. Не лучше ли тренировать удар более приближено к игре, в движении….».  Я постараюсь аргументировать свой подход к началу обучения удару подъёмом, для лучшего понимания сути методики (видео ролик на эту тему здесь). 

Давайте   пошагово посмотрим как наиболее эффективно обучать технике удара подъёмом.

Первое.  Мы говорим о начальном этапе обучения. То есть о начале целенаправленного, планомерного, последовательного процесса по изучения элементов и деталей технике удара. Этот процесс надо начинать не ранее 7-8-9 лет (разница в возрасте обусловлена индивидуальными качествами ребёнка). До этого возраста дети не воспринимают технический приём как набор отдельных, но связанных движений разных частей ноги и тела. Юные футболисты к этому возрасту конечно уже бьют по мячу (иногда даже очень неплохо), но воспринимает удар как целостную структуру, как единое целое.

Второе. Я говорю об «обучающей тренировке», как наиболее эффективном методе разучивания техники футбола. Вдаваться в детали обучающей тренировки не буду, это подробно описано и в Монографии и на сайте.

Третье. В игре редко встречаются моменты не только «удара по неподвижному мячу», но и удары при высокой скорости движения, при дефиците времени. На самом деле в игре профессиональных команд высокого класса много эпизодов, когда игрок совершает длинные передачи без активного сопротивления противника, при наличии времени и пространства. То есть футболист может "подстроится" под мяч. В таких эпизодах главное, уверенность игрока в своих способностях сделать длинную и, подчёркиваю, точную передачу. А вот такой уверенности у многих футболистов, даже играющих в командах высокого уровня, нет. И причины, по которым профессиональные игроки вместо напрашивающейся длинной передачи (как диктует игровая ситуация) делают "трусливую" короткую передачу назад/поперёк поля, лежат в детском футболе. 

Четвёртое.  И самое главное. Техника выполнения удара, его детали и элементы не очень-то и отличаются в зависимости от состояния мяча  (неподвижный/катится). Вот посмотрите две фотографии (два стоп-кадра в момент нанесения удара), и  попробуйте определить в каком случае игрок  бьёт по катящемуся мячу, а в каком по неподвижному.

Футбол. Монография в вопросах и ответах

И только посмотрев  оба удара в динамике, Вы увидите   какой удар наносится по неподвижному мячу,  а какой по катящимуся (видео ролик смотрите здесь). 

Мы видим что различие в структуре удара только одно. В элементе «постановка опорной ноги». При ударе по неподвижному мячу нам легко определить куда поставить опорную ногу, при ударе по катящемуся мячу игрок должен уметь сделать "опережающее" движение опорной ноги (подстроится под мяч), чтобы в момент постановки её на землю мяч успел «докатится/оказаться» в правильном положении (на линии с опорной ногой) в момент касания мяча ударной ногой.  Таким образом, доведя правильную структуру всех элементов удара до уровня автоматизма, в ударе по неподвижному мячу,  мы, при переходе к удару по движущемуся мячу должны будем уделять внимание (целенаправленно работать)   только на одну деталь техники, правильную постановку опорной ноги (формировать умение опережающего движения опорной ноги в зависимости от скорости движения мяча).   Февраль 2014. Чтобы снять вопросы о реальных ситуациях при длинных передачах в играх профессионалов, сделал дополнительный ролик к Уроку 12. В нём проанализировал игру сборных Бразилии и Германии на ЧМ 2014, с точки зрения длинных и средних передач. Ролик смотрите здесь.

Декабрь 2014. Группа вопросов от начинающего тренера.

1. Принцип обучения удару, изложенный в монографии подойдет для обучения ребенка любого уровня подготовки?

«Уровень подготовки» это довольно неопределённый и «расплывчатый» термин. Поэтому будем говорить о возрасте и/или этапах обучения. Конечно, методика подходит для любого уровня подготовки (возраста). Но всё описание направлено  на 7-9 лет (начальное обучение) и  9-12 лет (этап развития навыка). Для более старших возрастов/уровней подготовки  надо делать другие акценты (при сохранении общей структуры методики).

Или же он направлен на более способных детей?

Конечно для любого уровня, но двигательно одарённые дети все этапы обучения проходят значительно быстрее. И тренеру важно улавливать время перехода на более высокие уровни (этапы) обучения для каждого игрока индивидуально.

2. Возможно-ли на основе изложенных принципов обучения выявить уровень способностей того или иного игрока?

Возможно. Но только отдельные категории способностей и в большей степени социально-психологические способности. Такие как обучаемость, настойчивость, помехоустойчивость, упорство, координированность, ловкость и подобные. Выявление спортивных способностей это отдельная тема.

 На каком этапе обучения это будет просматриваться?

Да на всех этапах можно через тренировку техники параллельно оценивать и спортивные способности (но как сопутствующую и второстепенную цель).

3. По скорости становления динамического стереотипа мы выявим лишь врожденные двигательные способности игрока? Или можно выявить что-то еще?

Ответ выше.

4. Педагогические принципы, в любом случае, присутствуют в обучении, но от тренера зависит, насколько эффективно он сможет заставить принципы работать на улучшение процесса обучения?

Да, это зависит от знаний, опыта и мастерства тренера. В любом случае только следование принципам обучения можно значительно повысить эффективность упражнения/тренировки/цикла занятий.

5. Используя данную методику рост результатов будет заметен у каждого ребенка (если тренер делает все правильно) или же только у детей имеющих какие-либо способности к футболу?

Если у ребёнка нет способностей, задатков  и большого желания к обучению футболом, то и заниматься с ним не имеет смысла. Всё равно никакие методы не смогут сделать из него профессионального футболиста.

А вот в умении увидеть какие-то способности, которые могут данного ребёнка «вытащить» в разряд перспективных и заключается уже тренерский талант.

6. От чего зависит, в каком порядке будут накладываться элементы изучаемого движения на начальный минимум: опираемся на принцип "систематичности и последовательности", т.е. один элемент опирается на предыдущий. Или же исходя из общей структуры движения?

Вариации «внутри» методики достаточно большие. Многое зависит от самого тренера, его видения процесса обучения, знаний, опыта и так далее. Я в Монографии изложил только один из вариантов (свой) порядка обучения элементам и детали техники, выбора «базового» удара, акцентов в целях и прочее. Тренерская работа – творческая и жестких границ методика не расставляет.

7. Можно ли как-то соотнести скорость выработки динамического стереотипа и способностей отдельного игрока к футболу?

Можно. Только я не думаю что зависимость здесь прямо пропорциональная.

8. Стабилизация навыка определяется несколькими тестированиями в одинаковых условиях?

Да. Наиболее информативны тесты которые повторяются в стандартных условиях. Но ещё более важно педагогическое тестирование (на основании анализа видео материалов применения навыков в игровой обстановке).

9. Можете пояснить следующее: "2.5.2. Обучающее упражнение. 5. … «спрятав» основную часть упражнения в предварительных действиях и каких-то движениях после выполнения главного задания…..»

Вариантов много. Вот, например, отрабатываем «правильную постановку опорной ноги», фишки, постоянный подсказ и так далее. Серия за серией. Ребёнок устаёт морально. Продолжаем это же упражнение, но тренер после удара (правильного) бросает второй мяч (который держит в руках) «как неудачно отбитый вратарём» и Игрок должен его «добить» в ворота.

10. Стоит ли тренеру вести дневник тренировок, записывать ошибки и правильные действия?

Ведение Дневника важно (правда, не обязательное) условия эффективности работы детского тренера. Дневник это инструмент самосовершенствования.

При полном или частичном использовании материалов данного сайта, ссылка на сайт "футбол-удары.рф" обязательна как на источник информации.
Автоматический импорт материалов и информации с сайта запрещен.
Copyrights 2017 футбол-удары.рф ©