Профессия - футболист.
Людям (в подавляющем большинстве), как биологическим существам и одновременно социальным субъектам, свойственно определять развитие своих детей с точки зрения выбора будущей профессии. Степень участия в этом процессе может быть очень разная. Но мы должны понимать (знать) что отдельные профессии (чаще всего это творческие, спорт входит в их число) требуют раннего вложения сил, чтобы не лишить ребёнка возможности достижения наивысшего уровня овладения профессией, изначально отпущенных природными способностями и предрасположенностями.
Кто бы что не говорил, но именно Родители определяют будущую профессию своего ребёнка. Это касается ЛЮБОЙ профессии. Некоторые говорят, вот ребёнок подрастёт и сам сделает свой выбор. Увы, сделать свой выбор он возможно и сможет, но не достигнет высоких результатов в этой профессии. Упущено время для "вхождение в профессию". Потому что ряд профессий требует создания очень ранней базы (фундамента), на которой можно построить хорошую профессиональную карьеру. Профессия "спортсмен-профессионал" как раз из такой категории. Конкуренция столь высока, что без раннего начала занятий невозможно достичь высоких результатов (прилично оплачиваемой работы).
Другой вопрос, что нельзя "тупо" решать возможную судьбу ребёнка без оценки его возможностей и желаний. Понятно, что надо стараться как можно раньше понять предрасположенность ребёнка к той или иной деятельности. При этом амбиции Родителей должны быть на заднем плане.
Профессиональный футболиста это успешный человек с высокой зарплатой, известный, медийный, популярный. Это порождает большую конкуренцию в борьбе за профессиональный контракт (на любой ступеньке карьерной лестницы). Рассмотрим подробнее "пирамиду роста мастерства".

Эта работа, я надеюсь, поможет Родителям правильно сориентироваться в многолетнем процессе подготовки профессионального футболиста. Материалы, на мой взгляд, будут полезными для родителей детей самого разного возраста. Если у Вас возникнут вопросы, пишите udarmetodika@gmail.com или на Форуме http://forum.3-liga.ru/index.php?board=41.0. Мой Ник Конеджер.
Юного футболиста можно сравнить со стайером. Стартовав в самом раннем возрасте (5-7 лет) он финиширует в 19-22 года (если иметь в виду что финишная лента, это подписание профессионального контракта). Понятно, что чаще всего в спорте побеждает тот, кто на финише имеет силы и возможности ускориться, "прибавить" как говорится. Увы, на финишном отрезке (окончание футбольной школы/академии - подписание профессионального контракта) юноши чаще всего не имеют условий для этого самого ускорения (тренироваться больше и качественнее чем раньше). Тренеры и Родители, смотрите на юного футболиста, со стратегической точки зрения. Помните, что многое упущенное в детстве, помешает сыну в успешной профессиональной деятельности. Не забывайте, что важен конечный результат Вашей совместной работы - заключение профессионального контракта. В связи с длительностью процесса подготовки профессионального футболиста, периодизация играет важную роль для постановки правильных этапных, стратегических задач. На каждом этапе многолетнего периода надо выбирать наиболее эффективные способы, средства, методы подготовки. Индивидуальные особенности развития Игрока, его врождённые способности, могут влиять на возрастную градацию этапов обучения и подготовки. Поэтому указывая возрастные границы этапов я использую знак +/-, то есть предполагая возможность отклонения исходя из индивидуальных качеств ребёнка.
Обобщённые этапы подготовки профессионального футболиста.
1. Дошкольная подготовка (Ознакомление) +/- 5-7 лет
2. Начальная подготовка +/- 8-11
3. Этап углубленного обучения и развития +/- 12-17
4. Этап перехода (совершенствование) +/- 18-22
Так что у желающих есть возможность присоединиться и прислушаться к моим выводам и обобщениям по вопросу многолетнего пути от несмышлёного ребёнка до профессионального футболиста.
Футбол полностью подчиняется законам и закономерностям действующими в спорте. Это с одной стороны. С другой стороны, футбол «вне конкуренции" по сравнению с другими видами юношеского спорта, так как не имеет определённого количества каких-либо «жестких ограничений" врождённых качеств "отсекающих" детей от успешной профессиональной карьеры. В "демократическом" подходе футбола к физическим, физиологическим, социально-психологиским критериям "годности" кроется его сила. Но есть, и "оборотная сторона медали" очень много времени проходит от решения "заняться футболом" до появления реальной информации что каких-то качеств у ребёнка "не хватает" для перехода в профессиональный взрослый футбол достаточно высокого уровня.
Если отбросить процентов 45-55 детей/юношей, у которых "средняя" совокупность качеств ниже 55-60 % от уровня их сверстников, добавить к ним процентов 5 талантов и гениев, то останется массив выбора в сорок процентов (назовём их способными), по которым трудно сделать "однозначные" выводы. Коктейль (смесь) врождённых способностей и предрасположенностей этой массы возможен в таких невероятных сочетаниях, что практически невозможно даже до возраста "старшие юноши" предсказать кто из них сможет уцепиться/попасть в те 10-15 процентов после "талантов", из которых и формируется группа игроков, про которых можно сказать "футбол их профессия".
Если для футбола в целом это просто обозначает что дарвиновский посыл "выживает сильнейший" является приемлемым, то каждый Родитель с единственным ребёнком неизбежно встаёт перед выбором. Или смирится со словом "селекция", «отсев» или искать возможности помочь ребёнку выйти на максимальный (отпущенный природой) уровень реализации его в профессиональном футболе.
Очень много времени проходит от решения "заняться футболом" до появления реальной информации что каких-то качеств у ребёнка "не хватает" для перехода в профессиональный взрослый футбол достаточно высокого уровня. Это причина объективная и не зависит от наших желаний (например, всё понять про юного игрока в десять, девять, восемь ... лет). Не буду ничего говорить про "гуру", которым надо пару раз поглядеть на игрока и вне зависимости от его возраста, вынести без апелляционный вердикт "звезда/бесперспективный". Но по моему мнению, мнению человека который в детско-юношеском футболе с 1977 года, перед глазами которого прошли десятки будущих профессиональных игроков, в том числе и уровня Высшей лиги/сборных (как свои воспитанники, так и игроки руководимой мной футбольной школы), кое-какое понимание потенциально возможного профессионального уровня футболиста можно с достаточной степенью вероятности (более 50%) определять начиная с 13/14 лет (когда игроки выходят на большое поле). Да и тут возможны ошибки как в одну, так и в другую сторону.
Вышесказанное является одной из важных проблем, встающих перед Родителем в момент вступления в Проект "Футбол". В детско-юношеском спорте вообще и в детском футболе в частности существуют так называемые "сенситивные периоды/зоны" по наиболее благоприятному и эффективному периоду развития/получения определённых качеств, навыков и умений. Полная неопределённость в конечной перспективе (профессиональном будущем) ребёнка плюс слишком длительный срок достижения результата (лет десять-четырнадцать) накладывает повышенные требования в первую очередь к Родителям юного футболиста. Надо не щадя своих нервов, сил, денег и прочее последовательно создавать для сына наилучшие возможности для победы в очень трудной конкурентной борьбе в 19 - 22-летнем возрасте.
Если ребёнок проявляет всё возрастающий интерес к какой-либо деятельности, то обязанность Родителей его в этом не только поддерживать морально, но и прикладывать определённые усилия (выше средних) для реализации этих желаний.
Будем смотреть реальности в глаза. Профессия предполагает не только «пироги и пышки» (бонусы, премии, награды), но и «синяки и шишки» (убытки, потери, недостатки). Это касается всех профессий, но «профессиональный спортсмен» более других подвержен отрицательным сторонам выбранной работы. Не даром существует понятие «профессиональная болезнь».
Для спортсменов это в первую очередь негативное влияние на здоровье (физическое и психологическое). У каждого вида спорта свой «набор болячек». Этого не надо бояться, но обязательно, учитывать.
|