Тактико-технические действия.

         На этапе спортивного совершенствования технических приёмов, мы должны говорить  не о ТТС, а об тактико-технических действиях (ТТД). В чём разница этих похожих терминов. О ТТС мы говорим при недостаточном   техническом арсенале, который ограничивает юного футболиста в возможностях полноценно ставить тактические задачи.  

Игрок высокого уровня технического мастерства (большой ареснал технических приёмов) имеет возможность до начала игрового эпизода принять (часто интуитивно или автоматически, «на опыте») правильное тактическое  решение   и выбрать наиболее эффективные технические приёмы для его выполнения. Тактика играет определяющую роль, а техника является средством выполнения тактических задач.  Для того чтобы уметь выбирать и применять в игре ТТД, надо ставить правильные задачи в учебно-тренировочном процессе в целом и в каждом упражнении, в котором подобные задачи решаются в частности.  Кроме всего прочего важно понимать что любой эпизод многовариантен. И часто есть два (и более) равноэффективных продолжения. Проблема выбора используемого (выбранного) решается наигрованием (большим количеством повторений) ТТД в различными продолжениями.

   Главное требование при выполнении ТТД.

Игровой эпизод должен быть решён  

наименьшим количеством  касаний мяча, за минимальное время в ограниченном пространстве.  

Разберём это положение на конкретном примере. Вот видео ролик с участием Cristiano Ronaldo (здесь). Но посмотрим его не с точки зрения техники выполнения удара подъёмом, а как единое тактико-техническое дейсвтие, которое он выполнил в три касания. Cristiano открылся для получения мяча "в ноги"  -   обработка мяча с разворот лицом в сторону ворот соперника одним касанием – подготовка к удару вторым каснием  –  удар подъёмом по воротам третьим касанием. Этот игровой эпизод, пример идеального выполнения тактико-технического действия.   

Рассмотрим (к примеру) часто применяемое тактико-техническое  действие из арсенала "техника позиции" центрального полузащитника:  открывание в «недодачу» - обработка мяча с разворот лицом в сторону ворот соперника – ведение мяча – длинная передача на фланг.  Вариативность применения технических приёмов в данном случае (как и вообще  практически в любом игровом эпизоде) очень большая. Так как зависит от многих внешних факторов;   высоты, силы, направления и точности полёта мяча после паса партнёра, зоны выполнения ТТД, расположения игроков (своей и команды соперника), от времени игры и счёта, от погодных условий и так далее и так далее. То есть, факторов влияющих на принятие  решения, что делать дальше, очень много. Но в первую очередь выбор тактического решения зависит технического арсенала Игрока.  Например, игрок увидел перспективное и острое направление развития атаки, но его технический арсенал не включает в себя технический приём необходимый для выполнения задуманного (например, ситуация диктует необходимость сделать передачу левой ногой, которой игрок не владеет в должной степени),   то игрок будет решать игровой эпизод на более низком уровне, путем применения ТТС, так как диктуют его технические возможности.

Эффективность выполнения любого игрового эпизода надо оценивать через призму МКК (минимальное количество касаний). То есть, эпизод должен быть решен за то минимальное количество касаний мяча, которого достаточно для выпонения тактической задачи. Это не является призывом учится играть в одно/два касания. Есть эпизоды, логика которых требует трёх-пяти (и больше) касаний. Главное не делать лишних. И это касается и тех эпизодов, в которых количество касаний не является важным фактором. Но в точки обучения тактическим действиям очень важно всегда обходится МКК.

Мы видим что большое количество факторов влияет на эффективное выполнение ТТД и невольно задаём вопрос, а как же обучать им юного футболиста, каким путём следовать в учебно-тренировочном процессе? Какую методику использовать. Попробую в этой статье изложить основные этапы обучения ТТД.

1. Сначала мы обучаем каждому техническому приёму задействованному в ТТД по отдельности. Или, если сказать точнее, обучаем технике футбола по своему  стратегическому учебному плану. И по мере освоения отдельного приёма до уровня навыка, начинаем включать его в ту или иную ТТС, а потом и в ТТД.

2. По мере роста количества технических приёмов выполняемых на базе динамического стереотипа (материалы по автоматизму движений смотреть здесь), начинаем нарабатывать наиболее употребляемые технико-тактические связки. Если Вы определились с   игровым амплуа   юного футболиста, то можно (лучше) сразу начинать отрабатывать связки связанные с «техникой позиции».

3. Работаем над ТТД с применением всех педагогических принципов   обучения. (смотреть здесь). Для этого в приведённом выше задании подбираем  упражнении, с применением наиболее освоенных технических приёмов. Например: обработка катящегося низом  мяча  правой (ведущей) ногой,   с уходом влево, ведение мяча правой ногой с изменением направления движения (в свободные зоны, влево-вправо), длинная передача на фланг правой ногой. Естественно первые занятия делаем это упражнение без сопротивления и ограничения во времени и количестве касаний. По мере освоения постоянно усложняем задания. И внимательно следим за выполнением ТТД  в минимально необходимое количество касаний.

4. Постепенно (по мере освоения ТТД) включаем в упражнение ограничения и усложнения, т.е. применяем GOST*. Упражнение надо выполнять за ограниченное количество касаний, в  ограниченное время (от первого касания до последнего), в ограниченном пространстве, с сопротивлением (сначала пассивным, потом активным) соперника, с постановкой задачи каким именно техническим приёмом выполнить задание.

5. Наработав ряд вариантов выполнения вполне определённого ТТДействия моделируем в упражнении ситуацию максимально приближённую к игровой. Побуждая игрока принимать решение (выбирать тактическое продолжение эпизода) «по ситуации».

* GOST это термин характеризующий количество касаний мяча  и скорость выполнения ТТД. Термин образован из двух слов передающих его суть. GOLF - вид спорта в котором побеждает тот, кто сделает меньшее количество касания мяча при попытке попасть в лунку. SPRINT - характеризует быстротe выполнения ТТД.   GOST в упражнениях, должен быть разным для каждого игрока  и соответствовать  уровню его технической  подготовленности. Нельзя требовать  выполнить ТТД за, допустим, 6 касаний и 5 секунд, если уровень технической готовности не соответствует этой задачи. GOST должен быть трудным, но реально достижимым. 

При полном или частичном использовании материалов данного сайта, ссылка на сайт "футбол-удары.рф" обязательна как на источник информации.
Автоматический импорт материалов и информации с сайта запрещен.
Copyrights 2017 футбол-удары.рф ©